Во второе воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают все работники строительных отраслей. В нашем округе тоже немало людей, причастных к этой календарной дате, а среди них – целое поколение ветеранов, посвятивших жизнь строительству дорог, зданий, сооружений. Сегодня мы в гостях у женщины с очень интересной судьбой, выбравшей когда-то для себя довольно редкую профессию. Знакомьтесь: Людмила Бугрова, машинист башенного крана.

– Сама я родом из обычной деревни Пермского края. После школы отправилась в город Березники учиться дальше, – рассказывает Людмила Алексеевна. – Тогда вся страна была на подъеме, повсеместно велось активное строительство, очень не хватало крановщиков. Профессия эта считалась престижной, и многие хотели ее получить, но могли работать далеко не все: боязнь высоты оказывалась сильнее. Подняться и спуститься по металлической лестнице на высоту 5-этажного дома способен не каждый. Да и находиться в кабине крана, которая качается от ветра, а при поднятии груза наклоняется в сторону до метра, – еще тот адреналин! А мне всё это пришлось по душе. И вот в 1969 году я, уже дипломированный специалист, принимала участие в строительстве производственных комбинатов в Березниках. Работы было много, трудились в две смены – днем и ночью.

В начале 70-х советские стройки осваивали всё новые территории, росли новые города и пути сообщения. А молодежь была главной движущей силой нашей огромной страны. В 1973 году Людмила Алексеевна в числе самых первых добровольцев приехала на строительство Байкало-Амурской магистрали. Сначала занимались расчисткой территории, потом прокладывали саму железную дорогу и параллельно начинали возведение города Тынды. То время наша героиня вспоминает с большой теплотой и самыми позитивными эмоциями. Ведь, помимо участия в глобальной всесоюзной стройке, там определилась и ее личная судьба. Супруг Евгений Николаевич, получивший профессию токаря, тоже принадлежит к поколению строителей БАМа.

– Среди таежных лесов и болот сыграли веселую комсомольскую свадьбу, там родились дочка и сын, – вспоминают Бугровы. – Сначала все жили в вагончиках (которые из-за отсутствия дорог спускали на вертолете), потом уже построили деревянные бараки.

Прожить в тех жестких условиях и морозном климате Бугровы смогли около 5 лет, и в 1978 году все-таки перебрались на родину супруга, в Поляну. Оба устроились в МСО, где Евгений Николаевич всю жизнь проработал токарем, а Людмила Алексеевна больше 10 лет была крановщицей, потом трудилась в бригаде.

– На первом высотном кране, который поступил в организацию, стала работать Галина Автономовна Богатырева. Она строила перевозский техникум, его общежития, 5-этажки на проспекте Советском. Я заняла место крановщика на кране грузоподъемностью 12 тонн, и работала на строительстве трехэтажных жилых домов во 2 микрорайоне, потом стали строить учебный корпус ПТУ, Дворец культуры, детский сад «Солнечный», – получаем живые свидетельства из истории нашего городка от первоисточника. – В 80-х и 90-х на моих глазах буквально вширь и ввысь разрастался Перевоз, и я имела возможность наблюдать за этим с высоты башенного крана! Конечно, не всем дано это понять, но работа крановщика – это что-то особенное, это какая-то неповторимая романтика…

Сегодня ветераны-строители, первопроходцы БАМа супруги Бугровы – на заслуженном отдыхе. Уже больше 20 лет живут в доме, полученном от МСО, где всё сделано их трудолюбивыми руками и доведено до ума. Ведь они люди из советского прошлого, и для них важно, чтобы всё было фундаментально, основательно и красиво, конечно.

Елена Страхова

оцифровка старых видеокассет
Мы в соцсетях