16 января свой 90-летний юбилей отметила жительница с. Ичалки, ветеран труда Клавдия Васильевна Заварзина. И хотя визит корреспондента был для нее неожиданным, она охотно согласилась рассказать о своей непростой судьбе, вспомнить события своей долгой жизни.

А жизнь этой женщины была наполнена ежедневными трудами и заботами, причем с самого раннего детства.

– С семи лет тятя (так в семье звали отца) стал брать меня с собой на сенокос, – начала разговор наша героиня, – будил рано утром и приговаривал: доспишь, мол, в телеге, пока в луга едем. Шесть мужиков косили, а я с женщинами граблями валки разбивала, чтоб трава сохла быстрее. Вот такое было мое детство.

Родилась Клавдия Васильевна в с. Ревезень в большой семье Беловых. Родители, Василий Михайлович и Прасковья Кузьминична, вырастили пять дочерей и трех сыновей. Когда началась война, отца по состоянию здоровья на фронт не взяли. Зато старший брат Пётр получил повестку и ушел воевать вместе с другими односельчанами. Ему посчастливилось вернуться домой. А вот шесть двоюродных братьев Клавдии Васильевны сложили свои головы на поле брани, защищая Родину и своих близких. Что и говорить про военное время – тяжело был всем. Женщины, старики, ребятишки трудились в колхозе, заменив ушедших на фронт отцов, сыновей и братьев. Пахали, боронили, сеяли, когда не хватало лошадей, сами впрягались вместо них и таскали на себе плуги и бороны. Продолжила девушка работать в хозяйстве и после Победы.

– Брат вернулся с фронта контуженный, он потом уехал в Эстонию, но каждый год приезжал в отпуск на свою малую родину, в Ревезень, старшие сестры тоже разъехались, я осталась с родителями, – продолжает моя собеседница, – не оставлять же их одних.

В середине октября 1948 года Клавдию и еще несколько человек отправили на лесозаготовки в деревню Большие Поляны Ветлужского района. Жить пришлось в бараках, спать на деревянных нарах. Один раз в день работникам давали похлёбку и пайку чёрного хлеба. Но чтобы их получить, надо было ещё выстоять большую очередь. Работали в лаптях, одежда на морозе застывала, стояла колом.

– Выбрала себе напарницу, – вспоминает труженица те далекие события, – в день мы с ней заготавливали больше 10 кубометров древесины. Так что уже ближе к Новому году обязательную норму выполнили и отправились по домам. Оставшиеся девушки только весной приехали. Два сезона я отработала на лесозаготовке. Тяжело очень было, зато денег заработала, на них оделась и обулась.

Вернувшись в село, пошла на ферму телятницей. Набрала группу двухнедельных малышей, всех выходила, выпоила. За хорошую работу в качестве поощрения получила от хозяйства телку.

– Никогда никакой работы не боялась, – говорит Клавдия Васильевна, – что косить, что жать, по 500 снопов вязала. В уборочную даже штурвальной на комбайне довелось поработать, когда МТС в Перевозе была, 45 пудов хлеба за это получила.

В 1954 году к ней посватался молодой тракторист Юрий Заварзин и увез молодую жену на свою родину, в Ичалки. Здесь супруги прожили больше пятидесяти лет, вырастили двух дочерей и сына. До выхода на пенсию женщина трудилась техничкой в Ичалковской школе: мыла полы, носила воду, дрова и уголь.

– Давно все это было, но иногда кажется, что вчера, – рассуждает бабушка. – Сколько всего этими руками сделано, и не сосчитать. Сама удивляюсь, откуда сила бралась, чтобы справляться со всем.

Клавдия Васильевна по привычке и сегодня не сидит без дела, несмотря на столь преклонный возраст. Она самостоятельно управляется с домашними заботами: готовит обед, топит голландку, ну а в остальном ей помогают дочь и сын, живущие неподалеку. Так что на жизнь она не жалуется, ценит каждый прожитый день.

Ирина Лебедева