У большинства из этих детей родители живы. Они просто лишены родительских прав. Ребята не по одному году провели в детских домах и на себе испытали почем фунт лиха. Биологические мамы и папы совсем не стремились воссоединиться со своими детьми. Подростки с болью осознают этот факт, но, конечно, вида не показывают, пряча жесткое слово «детдомовцы» в самых тайных уголках своих раненых сердец.
Долго можно рассуждать о том, лучше ли будет ребенку в приемных семьях (которые тоже разные бывают), или пусть он растет в привычном для него коллективе интерната. Для Натальи Евгеньевны Родиной из Чергати ответ на эти вопросы нашелся сам собой в силу стечения многих обстоятельств. В 2013 закрылся чергатский детский дом, в котором она проработала на разных должностях больше 20 лет. Работы не стало, дети к тому времени были уже взрослыми, супруга нет. Решение пришло само собой: чем молодой еще женщине одной жизнь коротать, лучше создать семью – и у нее дом детскими голосами наполнится, и у ребят, к которым уже привыкла в местном детдоме, появится мама. Пусть приемная, но это лучше, когда нет совсем никакой. Благо, в настоящее время одиноким родителям закон разрешает становиться приемными.
В том же году появился первый приемный сын: достигнув совершеннолетия, Паша стал жить отдельно на положенной ему по прописке жилплощади. Таким же образом получили свои законные квадратные метры еще два молодых человека из дальнеконстантиновского детдома, нашедшие в лице Натальи Евгеньевны вторую маму. Они разъехались, учатся, работают, но связь, безусловно, держат крепкую.
А пока Наталья воспитывает еще четырех подростков. Мамой называет ее только 14-летняя Карина, для парней переступить этот порог оказалось сложнее, обращаются по имени и отчеству. Но осуждать за это, наверное, и в голову никому не придет. И трудно это, и больно, потому что с непростыми воспоминаниями у каждого связано. Единственная девочка в семье и самый старший – ему уже 16 – Дима – родные брат и сестра. Они здешние, палецкие, но привыкли к чергатским улицам и дворам: росли здесь с 2006 года в интернате, а сейчас – у Н.Е. Родиной. Андрей с Ромой (им 15 и 14 лет соответственно) – тоже братишки, они приехали в эту семью прошлой осенью из Нижнего Новгорода. Этим ребятам пока трудновато: к тонкостям деревенской жизни приходится привыкать, не имея совершенно никакого представления об этом. К примеру, они впервые увидели здесь корову и бычков, которые оказались тоже почти членами семьи, только живут в сарае. Открытием для них стала и посадка овощей на огороде, и то, что дома можно не наедаться впрок – здесь еда приготовлена для всех и всегда. Но Дима – первый мамин помощник – взял на себя ответственность за дисциплину новичков, поэтому среди ровесников адаптация проходит спокойнее и быстрее.
Все мальчишки ходят в школу коррекции, Карина учится в Дубском. И все вместе они посещают футбольную секцию в ДЮЦе, катаются на коньках. А домашние дела – тоже вместе: скотину покормить, с огородными работами управиться, навести порядок в своих комнатах и приготовить обед с ужином – всё, как в любой обычной семье. Главное, что каждый из этих детей чувствует здесь тепло и свою нужность. Делятся новостями, находят поддержку или неодобрение совершенных проступков. Чему-то радуются, что-то пытаются исправить. Они очень разные, у них сложный возраст и непростые судьбы, но теперь это – одна семья. Они не выбирали своих родителей, но та же судьба свела ребят под общей крышей, потому что их всех выбрала одна приемная мама.
Елена Страхова