15 февраля исполняется уже 32 года, как состоялся памятный вывод советских войск из Афганистана. Для всех нас это повод еще раз сказать слова благодарности всем воевавшим там солдатам и поклониться памяти ребят, которые навсегда остались в траурных списках Афганской войны. А для тех, кто сам побывал на опасных горных тропах, 15 февраля – день воспоминаний: как это было…

Никогда не подумаешь, что за его приветливой улыбкой, веселым прищуром глаз и добродушной шуткой скрываются события совсем не радостные, и этот человек прошел две войны…

Пётр Петрович Яковлев – ветеран боевых действий не только в Афганистане, но и в Чечне

– Сразу с призывного пункта в Чувашии, откуда я родом, меня направили в Узбекистан. Это был 1983 год, о войне в Афгане в нашем селе практически ничего и не слышали, поэтому я был рад, что еду служить на юг, – вспоминает Пётр Петрович Яковлев из Ичалок. – В учебке курс молодого бойца мы прошли примерно за месяц. У меня навык по НВП остался еще со школы – несколько лет занимался в ДОСААФ. Таким подготовленным бойцом я принял присягу, и вперед: Термез – Кушка – Северный Кундуз.

Часть, в которую прибыл рядовой Яковлев, дислоцировалась в северо-восточной провинции Афганистана. В военном палаточном городке было все необходимое: столовая, баня, спальные места – условия походные, но жить можно. Да и, как говорится, ко всему привыкаешь. За пару месяцев в этом лагере молодое пополнение осмотрелось, свыклось с непростым климатом и научилось остерегаться каждого камня. Петр Петрович был назначен водителем «Урала» четвертого дивизионного взвода обеспечения. Его груз всегда был опасным – снаряды для артиллерийских орудий (пушек, минометов, «катюш»), а пункты доставки менялись в зависимости от приказа. Файзабад, Мазари-Шариф, Пули-Хумри, Кабул, Джелалабад – нашему земляку пришлось проехать по смертельно опасным дорогам пол-Афганистана. В любую погоду, при любой обстановке – и когда пули свистели вокруг, и когда на перевалах резко менялась температура и заваливало снегом, и когда от жары в радиаторе закипала вода. Водитель обязан обеспечить движение своей машины: ведь где-то идет бой, и ребята ждут подвоза новых боеприпасов. Афганские горные дороги – и в мирное время тяжелое испытание: пропасти, отвесные скалы, перепады высот от подножия гор до вершин – до 3,5 км, а под обстрелом моджахедов езда по серпантинам превращается в схватку со смертью.

– Самой запоминающейся была, конечно, переправа через знаменитый перевал Саланг, –рассказывает ветеран. – В самом этом горном тоннеле шириной всего 6 м и длиной 2,7 км – туман и непроглядная темнота. Автоколонны идут в одном направлении: сегодня – в одну сторону, завтра – в другую. Грохот стоит невообразимый! Если возникает какая-то техническая неисправность, то сразу же нужно глушить мотор, чтобы не отравиться выхлопными газами. История, когда из-за скопления работающей техники в тоннеле в 1981 году погибло больше сотни наших солдат, была всем известна. Но о страхе тогда и не задумывался: ведь пока сам не испытаешь чего-то, не боишься и смело идешь вперед. Только потом понимаешь, куда попал.

Пошел второй год службы в Афгане, когда Петр Петрович получил нового боевого друга – дизельный КамАЗ в отличие от «Урала» не глох на жаре. Но и его обшивку тоже пробивали меткие пули душманов. «Если случилась поломка, а вокруг все спокойно, то ремонтировали на месте или кто-то брал на буксир. Бывало, что просто бросали неисправную или подбитую технику и спасали жизни. Это – банальность войны, – говорит П.П. Яковлев. – Хоть я всю службу был водителем, но, помимо баранки, всегда рядом находился автомат. С ним и спали в обнимку. Он частенько выручал в сложных ситуациях.

Подошедший дембель нашему земляку пришлось отложить на долгих 5 месяцев: молодое пополнение еще не прибыло, а сроки очередной операции были уже назначены. В бой пошли одни «старики».

– Ничего, живой же вернулся, – отшучивается ветеран. – Да и приказы на войне не обсуждают. Так было надо. И тогда и теперь: границы нашего Отечества должны быть в безопасности.

Родные только по возвращении сына домой узнали, откуда он вернулся. Письма они получали с обратным адресом «полевая почта». На войне – как на войне. Хоть в 41-м, хоть в 85-м…

В 1987 году Петр Петрович поселился в Ичалках, обзавелся семьей, работал в местном колхозе и, казалось, навсегда можно было бы забыть о войне. Но обстоятельства порой сильнее нас. Вторая Чеченская кампания стала и второй войной в жизни простого селянина. Полтора года он провел в Чечне на службе по контракту. И снова, как 10 лет назад, он за рулем «Урала», и снова перевозит боеприпасы в нужные точки. «Афган – это горы, кишлаки, пустыня. А здесь – современные города, высотки, и … война. Странно и страшно, – озвучивает свои мысли собеседник. – На любой войне сложно, враг везде непредсказуем и коварен. Надо какое-то особое чутье, седьмое чувство, чтобы не попасть к нему на прицел. Обошлось: бог сохранил и в этот раз».

Контрактники выполнили свою боевую задачу в Чечне и, кто уцелел, вернулся к мирной жизни. Петр Петрович говорит, что очень не любит все это вспоминать. Это была мужская работа – важная и необходимая на тот момент. Сегодня он рад, что может спокойно работать, управляя экскаватором, а не боевой машиной, и предпочитает за открытой улыбкой подальше запрятывать свои будоражащие до сих пор воспоминания о войне.

Елена Страхова