8 июля – День семьи, любви и верности. Трогательный и тёплый праздник с таким же символом – ромашкой. Отмечается он в память о муромских святых Петре и Февронии, которые считаются покровителями брака. Это день, когда принято особо поздравлять тех, кто давно идёт по жизни рука об руку. Сапфировую свадьбу в этом году отметили супруги Шипулины, это 45-летие брака. За эти годы они смогли не растерять чувств и по-прежнему трепетно относятся друг к другу.

Сапфировой свадьба называется потому, что этот драгоценный камень символизирует многогранность чувств и прочность отношений супругов, которые прошли долгий путь. Сколько всего пережито за четыре с половиной десятилетия… Хотя Александр Васильевич и Лидия Михайловна говорят, что всё было словно вчера.

Познакомились сапфировые юбиляры в общей компании в новогоднюю ночь. Вместе они встречали 1975 год.

— Любви с первого взгляда не было. Надо было получше присмотреться друг к другу, — вспоминают с улыбкой.

А через год, когда в сердцах уже разгорелся пожар, откладывать бракосочетание и ждать хорошей погоды не стали. Не испугались ни вьюг-метелей, ни трескучих морозов.

21 февраля 1976 года в родительском доме на улице Школьной пела и гуляла свадьба. Гостей было немного, в основном все со стороны невесты. У жениха родственники далеко, в Красноярском крае, откуда сам он родом. В остальном всё было как полагается: белое платье и строгий костюм, обручальные кольца и танцы под гармошку.

Семейная жизнь сотрудницы завода «Старт» и водителя МСО началась в бывшем административном здании – расположенной за Пьяной конторе строительной организации, которую приспособили под квартиры. «Приспособили» здесь наиболее подходящее слово. Условия были далеки от идеальных, и Шипулиным вместе с соседями приходилось несладко, но они были рады и такому жилью. Отапливали помещение дровами, готовили на электрической плитке, а за питьевой водой ходили к автостанции, где около кафе «Встреча» была колонка.

Позже в дополнение ко всему рухнул мост через речку. У супругов к тому времени родился первенец, Игорь. Походы с младенцем в детскую консультацию превратились в преодоление полосы препятствий. Пройти с коляской по узенькой, наскоро сделанной переправе было не просто трудно и неудобно, но даже опасно.

В общем, экстремальные, можно сказать, условия. Но именно эта неустроенность и все бытовые неудобства, считают супруги, стали хорошей проверкой чувств, закалили характер, сблизили их. Когда любишь, на многое можно закрыть глаза.

Потом постоянно что-то менялось в жизни – места жительства, обстоятельства, работа, но неизменными были их чувства друг к другу. Все утраты и радости они всегда делили пополам.

Александру Васильевичу ещё дважды от работы выделяли квартиры. Сначала двухкомнатную в многоквартирном доме, где была и вода, и тепло, и детский садик под рукой, потом другую, побольше. Когда МСО перестала существовать, он обучился на оператора котельной и до пенсии трудился на сушильном заводе.

Лидия Михайловна работала в узле связи, откуда из-за сменного графика вынуждена была уволиться после появления в семье второго сына, Михаила. Затем много лет она отдала «Сельхозтехнике», была активисткой и секретарём партийной организации, не раз ездила в командировки в Краснодарский край во время уборочных. Оставлять домашние дела на мужа не боялась.

— Возможно, я меньше времени, чем следует женщине, проводила дома. Я была слишком занята общественной деятельностью и до хозяйства часто не доходили руки, — сожалеет она. — Но я всегда могла положиться на Сашу и знала, что он не подведёт и всё будет в порядке.

О хозяйственности главы семейства говорит и его увлечение огородом. Выращивание овощей, особенно помидоров, огурцов, перцев, – его стихия. В теплице он главный, жена на подхвате. Ей обычно достаётся переработка полученного урожая, а до недавнего времени была ещё дичь и рыба. С годами супруг, заядлый рыбак и охотник, переключился на более безмятежное занятие.

— Мы разные с мужем. Он спокойный, я более эмоциональная. У нас разные характеры. Но, наверное, мы дополняем друг друга, раз столько лет вместе. Поддерживаем, жалеем, боимся обидеть. Если вспыхивает искра ссоры, стараемся её сразу потушить, — рассуждает хранительница семейного очага. – Супруг для меня надёжный человек, который не ранит, не предаст.

— А ты для меня надежда и опора. И с возрастом понимаю это всё отчётливее, — договаривает за неё Александр Васильевич.

Они действительно как две половинки одного целого. Окружены заботой и любовью родных людей. Сыновья спешат в родительский дом по первому зову, подрастает внук. Что ещё нужно? Здоровья побольше, неугасающей любви и безграничного взаимопонимания, чтобы хватило ещё на много-много юбилеев.

Елена Михеева