Международный день слепых, который отмечается 13 ноября, призван привлечь внимание общества к проблемам незрячих людей.

Совершенно потеряла зрение Маргарита Анатольевна Ефремова два года назад. Эти два года она живет в полной темноте, одна в большом доме. Уже научилась со многими бытовыми вещами справляться самостоятельно и поняла для себя что-то очень важное: никогда нельзя сдаваться – жизнь стоит того, несмотря ни на что…

Маргарите Анатольевне Ефремовой в 76 приходится заново познавать мир – на ощупь

Сама Маргарита Анатольевна родом из Чергати, но много лет жила и работала в Нижнем. Сначала преподавала химию и биологию, потом была воспитателем в детском саду, а основная часть трудовой биографии – это должность инженера-технолога в Горьковском НИИ, где производили платы для самолетов. Личная жизнь ее тоже сложилась удачно. «Я была по-настоящему счастлива мужем и детьми, – признается наша героиня. – С супругом мы прожили, будто в кино, редко, наверное, такая любовь случается. И двумя самыми замечательными сыновьями нас бог наградил. Но, видимо, за всё в жизни нужно платить…».

В 1999-м убили ее сына. Стойко такой удар, наверное, ни одна мать перенести не сможет. Инсульт стал очевидным последствием той трагедии. Нарушенные речь и двигательные функции восстановились, а вот зрение стало резко ухудшаться. Развилась глаукома. Несколько операций на глазах оказались бесполезными. Но рядом была надежная поддержка двух ее любимых мужчин: сын Владимир и супруг Алексей Константинович не позволяли ей почувствовать свою беспомощность. Наоборот, 12 лет назад Ефремовы решили отказаться от городского образа жизни и вернулись в село. Начали стройку, завели коз, кроликов, кур. И пускай тогда Маргарита Анатольевна видела лишь очертания предметов, поддержка родных заставляла ее принимать самое активное участие в любых делах по хозяйству. Но… Увы, в доме в Дубском так и осталось много недоделок, а участок земли и гараж теперь совсем не нужны: 4 года, как не стало человека, который был для Маргариты Анатольевны не просто второй половинкой, а практически всем. Тогда для нее буквально мир рухнул, но и это была не последняя беда в ее жизни. После тяжело перенесенного ковида зрение пропало совсем.

– Конечно, были и депрессия, и отчаянье, и ничего не получалось. Чайник ставила мимо плиты, лекарства путала. И вообще не понимала, как жить дальше, – рассказывает Маргарита Анатольевна. – Но проходило время, начинала приспосабливаться к своей слепоте. Вела разговоры сама с собой и убеждала себя, что есть люди, которые с рождения незрячие. А у меня сын, внуки – надо жить ради них. Медленно привыкала к жизни на ощупь. У меня хорошая память, я точно знаю, где что лежит, как расположено, поэтому в доме уже научилась хорошо ориентироваться. Белье глажу, готовлю, прибираюсь. Мое зрение – это мои пальцы. Есть и очень важные помощники – голосовые сообщения времени в телефоне, говорящий тонометр, радио. Но, безусловно, самое главное в любой сложной ситуации – это люди. Всё зависит от окружающих. Сын живет в Нижнем, но по первому звонку обязательно приедет. И здесь меня не бросают – родственники, соседи, односельчане, соцработники, фельдшер всегда готовы помочь. И продукты купят, и в гости к себе заберут, и уборку генеральную устроят, и в бане намоют. Всех подобных обыденных мелочей мы не замечаем, пока здоровы, а лишившись чего-то, начинаем ценить самое простое – внимание и доброту. И именно в такие трудные времена понимаешь, что отзывчивых людей вокруг гораздо больше, чем кажется.

Елена Страхова