Велосезон давно открыт. Владельцы вывели своих «железных коней» на улицы. Автолюбители не слишком рады, пешеходы тоже. Людей, передвигающихся на двух колёсах, ругают или побаиваются. Ведут себя, говорят, неправильно. Что ж, давайте разбираться, как надо ездить, чтобы никому не портить нервы.

За рулем велосипеда

— Велосипед – полноценный вид транспорта, а велосипедист – полноценный участник дорожного движения. Он – водитель, если едет за рулём, и пешеход – когда катит велосипед рядом. И в том, и в другом статусе, следовательно, должен придерживаться соответствующих правил, — разъясняет госинспектор дорожного надзора старший лейтенант полиции Николай Кокин.

Место велосипедиста – правый край проезжей части или обочина. Детям до 14 лет ПДД предписывают передвигаться по тротуарам, причём до 7 лет под присмотром взрослых.

Такая привилегия, однако, не даёт права устраивать гоночные заезды и распугивать людей. На тротуаре преимущество – у пешеходов. Поэтому если «всадник» создаёт помехи, он должен сойти со своего средства передвижения.

Автомобилисты делить проезжую часть с теми, кто предпочитает крутить педали, не любят. Для этого им достаточно всего одной причины.

— Большинство велосипедистов не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения. На дороге они часто бывают непредсказуемы. Снуют туда-сюда, то на перекрёсток вылетят не глядя, то по «зебре» едут, как будто так и надо, — жалуется водитель Андрей.

Что греха таить, переехать дорогу верхом на «железном коне» – обычное дело. И предосудительного в этом многие ничего не видят.

— Пересекать проезжую часть, в том числе по пешеходному переходу, нужно только спешившись. За нарушение этого правила статьёй 12.29 КоАП предусмотрен штраф – 800 рублей. А если велосипедист был пьян – 1000-1500 рублей, — предостерегает сотрудник ГИБДД.

Ещё одна вещь, о которой велосипедисты чаще всего забывают (или попросту не знают), – предупреждать водителей о своих манёврах. Между тем это их обязанность. Чтобы не создавать аварийную ситуацию, о повороте или остановке нужно заблаговременно «сообщить». Руки при этом заменяют поворотники.

За рулем велосипеда

Кроме своего поведения на дороге, владелец несёт ответственность за техническую исправность транспортного средства. Перед выездом проверяйте, хорошо ли накачаны колёса, работают ли тормоза и звуковой сигнал, убедитесь в надёжности крепления руля и сиденья. На «велике» должны быть отражатели света: спереди – белого цвета, сзади – красного. Лучше, если в тёмное время светоотражающие элементы будут и на одежде велосипедиста.

И последнее. Управляя велосипедом, не надо демонстрировать высший пилотаж, отпуская руль. Это неоправданный риск. Оставьте эти ваши трюки. Держитесь за руль крепче.

Елена Михеева

Фото — Павел Мартинчик