В самом начале этого года вышла в свет книга ветерана педагогического труда Людмилы Кисель-Загорской «Жизнь, опалённая блокадой». А уже в середине января книгу получили в музее первой городской школы. Людмила Васильевна торопилась успеть сделать этот подарок перевозцам к одной из самых значимых дат в ее жизни – 27 января.

С Перевозом Людмилу Васильевну связывает очень давняя дружба: сюда она была эвакуирована из осажденного Ленинграда вместе с другими ребятишками из 39 детского дома в июле 1942 года. На Перевозской земле девочка прожила целых 5 лет, пока в 1947-м ее не нашла и не забрала обратно в Ленинград тётя. Но связь со своей второй родиной (таковой считает Перевоз Людмила Кисель-Загорская) ветеран не теряет все минувшие десятилетия. Она много раз приезжала сюда, чтобы встретиться со своими учителями и знакомыми, чтобы посетить местное кладбище, где покоятся две девочки и воспитательница 39 детдома, не пережившие последствий блокады. В своей книге Людмила Васильевна пишет: «Повзрослев, я дала себе слово всю оставшуюся жизнь посвятить памяти погибших. С чувством глубокого уважения к учителям я тоже выбрала эту профессию».

Сегодня Л.В. Кисель-Загорской уже 87, свое обещание она сдержала: стала педагогом, преподавала много лет географию, всю жизнь занималась краеведческой, общественной и просветительской работой. Она написала не одну книгу и множество статей, посвященных Великой Отечественной войне. «Жизнь, опаленная блокадой» – это живое повествование очевидца о том, чего стоило людям выстоять в страшной мясорубке войны, какую цену заплатил советский народ, чтобы отмечать 9 Мая, и почему блокадники считают 27 января ленинградским Днем Победы…

Люди, побывавшие в том аду, уже никогда не смогут его забыть. Но и все мы не имеем права не вспоминать эти жуткие уроки войны. В музее истории школы № 1 г. Перевоза патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений работы. Книга Кисель-Загорской станет здесь еще одним учебным пособием по истории нашего Отечества. В этом году к Дню снятия блокады Ленинграда члены совета музея и ребята из объединения «Патриот» (руководитель И.Н. Поморцева) тоже подготовили памятные мероприятия «900 дней мужества» и «История Ленинграда в истории Перевоза» – чтобы никогда не терялась связь между поколениями, чтобы она жила вне времени.

Елена Страхова

Из книги Л.В. Кисель-Загорской «Жизнь, опаленная блокадой»:

«…Мой отец Василий Иванович Загорский работал на заводе «Большевик». Работы было много на холоде. Отец сильно простудился. Спасти его не смогли. Он умер в марте 1940 года. Война застала меня в Парголове. Помню, как у домов стали копать убежища, окопы, куда прятались во время обстрелов. Было очень страшно. Снаряды пролетали прямо над головой. С самого начала блокады мы переехали в Ленинград на квартиру, где жила наша семья на проспекте Газа (ныне Старо-Петергофский), напротив кинотеатра «Москва». Район этот очень часто подвергался артиллерийским обстрелам, бомбежкам. Мама работала на заводе «Красный Выборжец» бухгалтером. 12 января 1942 года она умерла. В архиве завода есть запись: «Последняя зарплата Загорской Татьяне Петровне выдана за декабрь 1941 года. Умерла от голода на работе».

В блокаду в нашей семье умерли от голода четыре человека; два брата погибли, сражаясь за Ленинград в народном ополчении. Я осталась одна, чудом выжила. Писать я тогда не умела, а то получился бы дневник, похожий на тот, что хранится в музее и заставляет задуматься каждого. Меня определили в 39 детдом. В нем проживало более сотни детей. Ясно помню июль 1942, когда нас эвакуировали по Дороге жизни через Ладогу на баржах. Помню, как бомбили немцы. Потом мы долго ехали по железной дороге. Нас привезли в село Перевоз. Здесь у ребят были свои обязанности, трудился каждый. Младшие на колхозных полях пололи, собирали колоски. Нормы были большие, а нам было всего по 8 – 10 лет. Зимами вязали маскировочные сети для фронта, варежки для бойцов, шили кисеты.

Я много лет поддерживаю связь с Перевозом. Здесь мы были спасены, перестали бояться бомбежки и обстрелов. Нас научили дружить, вместе работать…»