От топота копыт снег по полю летит. После долгих недель в конюшне Ерань никак не нарадуется выходу на волю, резвится, валяется на свежевыпавшем снежке. За матерью неотрывно следует причина её заточения – гнедая малышка Еффа с белой «звёздочкой» во лбу, неуклюже подпрыгивает на едва окрепших ножках, встряхивает короткой гривой. Это её первая прогулка в жизни.
Еффа – 18-й жеребёнок, родившийся в ООО «Сельхозпродукт» (бывший агроплемконезавод «Перевозский») в прошлом году. Она появилась на свет 30 декабря и стала приятным новогодним подарком.
— Приплод небольшой. В позапрошлом году жеребят у нас было 42. В этом ожидается даже больше, — даёт комментарий зоотехник Елена Трутнева.
Воспроизводство советских тяжеловозов – здесь, как и раньше, основное направление деятельности. Порода малочисленная. В чистом виде сохраняется на нашем конном заводе, Починковском и Мордовском. Поэтому работа, которую выполняет коллектив из 10 человек (зоотехник, ветврач, наездник, коневоды), гораздо более важная и значимая, чем может показаться на первый взгляд. С Починковским племенным хозяйством налажен обмен – для улучшения генофонда.
Есть на конезаводе представители русской рысистой породы. Рысаки как раз сейчас проходят испытания на нижегородском ипподроме. Всего конюшни «Сельхозпродукта» населяют 90 обитателей. Участие в конноспортивных соревнованиях, конкурсах по выездке, выставках (как реальных, так и виртуальных) – такое у этих благородных животных предназначение. На одной из недавних интернет-выставок, «Кони богатырские – 2018», семь из восьми представленных тяжеловозов Перевозского конезавода получили призы. Эрмитаж и Мэри стали победителями, так называемыми чемпионами ринга. Кипарис – лучший годовик.
Лошадки, лениво перебирая копытами, прогуливаются в левадах: кобылы – группами, жеребцы – по одному. Вместе самцам тесно. Заложенный природой дух соперничества при встрече проявляется во всей полноте, и мирно соседствовать у них не получается. Нанести друг другу серьёзные травмы могут запросто.
Пока подходим к одной из площадок, животные собираются у ограждения, тянут любопытные морды, тычутся в руки – угощение просят. Но быстро распознав, что поживиться тут нечем (недогадливые гости не прихватили с собой ни сахара, ни хлеба), теряют интерес и обиженно отходят в сторону.
Крупные и сильные животные, они и поесть любят как следует. 8 килограмм овса и 20 килограмм сена – ежедневный рацион взрослого тяжеловоза зимой. В виде минеральных добавок получают витамины.
Прогулка – обязательная составляющая распорядка дня. Порой вместо неторопливых моционов коней отправляют на «водилку», специальный тренажёр, бегать по кругу.
— Когда гуляют, любимое занятие у них – что-нибудь пожевать. А на «водилке» лошади получают нагрузку, что позволяет компенсировать дефицит движения, — поясняет Елена Александровна.
Кроме того, лошадиная сила используется на обслуживании конюшен, подвозке кормов.
Конюшня – это как лошадиное общежитие. У каждой в нём отдельное помещение, которое называется денник. Все животные знают своё место и чужой денник не займут. На перегородках из толстых металлических прутьев – таблички с указанием клички, тавра, породы, масти, даты рождения, родителей. У здешних лошадей – родословная до пятого поколения.
— У всех сотрудников есть свои любимчики, — не скрывает специалист. – У меня – Коробинка. Я её первую увидела, когда пришла на работу. Идеалом её не назовёшь: есть экстерьерные недостатки, она грязнуля и характер, бывает, показывает. А полюбилась – и не объяснишь почему.
Елена Трутнева седьмой год работает с лошадьми и легко может охарактеризовать любую.
— У учителей в школе, представляете, сколько учеников? А они всех знают, кто какой и на что способен. И выпускников своих помнят. И с лошадьми так же, — проводит она параллель.
Более покладистое животное, чем лошадь, найти трудно. Подружиться с этими добродушными флегматиками люди едут со всей области. Правда, пока что новые знакомства отложены до весны. Холодно. Как только потеплеет, экскурсии возобновятся.
Елена Михеева