2021 год – юбилейный для двух церквей в селе Дубское.

Храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери исполняется 220 лет, храму Рождества Христова – 200 лет. За два столетия святыни прошли путь от основания через полное забвение к возрождению.

В последние годы дубские храмы пережили масштабную реконструкцию

Вопреки запретам

Прежде всего надо заметить, что, кроме местных, мало кто знает, что в Дубском не одна, а две церкви. Если Рождественский храм, стоящий прямо у дороги и возвышающийся над селом, даже в разрушенном состоянии нельзя было не заметить, то спрятавшийся за этой громадой Тихвинский храм со снесённым куполом до недавнего времени воспринимался не иначе как какое-то хозяйственное строение.

Оба храма построены без особых изысков, имеют прямоугольные формы. Возведённые в начале XIX века как место, куда человек мог прийти со своими печалями и радостями, спустя сто лет они утратили своё первоначальное предназначение. Отношение власти к религии изменилось на противоположное, ходить в церковь стало преступлением, изучать в школе Закон Божий – тоже. Попытки закрыть храмы привели в Дубском к народному сопротивлению. Священнослужителей и особо ярых бунтовщиков тогда арестовали. Но, несмотря на все запреты, прихожане всё равно обращались к Богу, сами проводили службы.

Столовая вместо церкви

Когда властям всё-таки удалось осуществить задуманное, народ опять не отказался от веры. Прихожане открыли в селе молельный дом, куда перенесли все уцелевшие иконы (время от времени они перемещались из одной избы в другую). Там после трудов праведных собирались крестьяне.

Здания церквей между тем были переданы местному колхозу «Самородок».

— В большом храме разместился зерновой склад, второй отвели под сельский клуб, а в 1971 году в нём оборудовали колхозную столовую: убрали купол, полы выложили плиткой, рядом выкопали подвал для хранения продуктов. Церковная каменная ограда пошла на строительство склада, — рассказывает Виктор Константинович Грязнов, на глазах которого всё это происходило.

Где-то в 50-х годах неподалёку от церквей вырыли котлован под котельную, после чего эта территория стала излюбленным местом для мальчишеских игр. С детской простотой они искали в склепах клады и, говорят, небезуспешно – однажды нашли золотой крестик, а ещё верили, что, если расколоть надгробный камень, внутри тоже будут сокровища.

Шаги к воскрешению

Много чего ещё пришлось пережить святой обители. Кресты и купола, самую маковку Рождественского храма кто-то забавы ради даже расстреливал из ружья. Конец всем безобразиям был положен в 1986 году.

— Церковь Рождества Христова стоит напротив конторы, через дорогу, её из окон видно. Председатель колхоза Владимир Фёдорович Канатьев в то время устал смотреть на разрушенное здание и задумал его отремонтировать, — вспоминает Виктор Константинович, бывший в то время парторгом.

Первым делом в колхозе построили новый склад для зерна, чтобы избавить церковное помещение от следов сельскохозяйственной деятельности. Затем на куполе храма сменили железо и обновили обрешётку, оштукатурили и побелили стены, частично подлатали полы, вставили окна, подреставрировали двери.

В обновлённом здании решено было создать музей истории села. У сельчан насобирали домашней утвари и одежды: один чашку принёс старинную, другой – ложку, третий – сарафан. Откуда-то привезли специально купленную деревянную соху. Так, с миру по нитке на выставку и набралось.

Возвращение веры

— В то же время, то есть спустя полвека после закрытия храма, инициативная группа верующих начала хлопотать о возобновлении богослужений, активисты ездили в областной центр, добивались разрешения. И их молитвы были услышаны. В 1990 году, на Пасху, состоялась первая служба, — продолжает собеседник.

Снова потребовалось немало усилий, чтобы придать дому Божьему соответствующий вид. Колхозная бригада плотников настелила в алтаре полы. Умельцы смастерили иконостас. Часть экспонатов музея отдали в школу, остальное убрали на склад.

С 2014 года, при новом настоятеле протоиерее Владимире Забродине, началось ещё более масштабное возрождение сначала одной, а потом и другой церкви. Заметные перемены коснулись как бытовой стороны, так и непосредственно церковного убранства.

В храме заменили все двери и окна, отремонтировали систему отопления и установили новые радиаторы, смонтировали тёплые полы, оформили в собственность прилегающую территорию. Новый иконостас, кресты на куполах и колокольне, привезённые с Афона распятие и Иверская икона Божией Матери – это далеко не все новшества. Часть икон ещё находится на реставрации. Красоты внешнему виду храмов добавляют купола, покрытые сусальным золотом. Не сторонится церковь и новых технологий: звонаря заменили электронные колокола, управлять которыми можно с помощью пульта.

В Тихвинском храме продолжаются внутренние отделочные работы. Снаружи стены уже сверкают белизной, укреплён фундамент, заменена крыша. В будущем здесь планируется разместить трапезную. Также в планах – сооружение клироса в Рождественской церкви и строительство дома для священника.

Возрождение храмов к новой жизни – дело не минутное и многотрудное, зато богоугодное. И все труды не напрасны. Церкви больше не пугают своим мрачным видом, не смотрят на мир с укором чёрными глазницами окон. Белоснежные, сияющие на солнце золотом куполов, они внушают спокойствие и тихое смирение даже далёким от религии людям.

Елена Михеева

КСТАТИ

Прихожане дубских церквей обратились в благочиние к отцу Сергию Гаврилову с письмом-прошением о награждении отца Владимира Забродина за непрерывное восстановление двух храмов в течение семи лет.