Со дня начала Великой Отечественной прошло более восьми десятков лет, но для многих ныне живущих война и по сей день отдается тяжелыми воспоминаниями: слишком высокую цену пришлось заплатить за мир нашему народу и миллионам конкретных людей.

Жительнице Тилинина Валентине Харитоновой идет 91-й год, но ни возраст, ни естественные проблемы со здоровьем не дают забыть то, что пришлось пережить в военные годы. Портрет отца в пилотке и гимнастерке, на котором он так и остался молодым, у нее всегда перед глазами.

– Мой отец, Андрей Николаевич Бочкарев, пропал без вести, я помню, как нам пришло письмо с извещением. Ждали, конечно, его и после войны, ведь были случаи возвращения солдат. Но нет. Здесь ошибки не было… Воевали и мои старшие брат и сестра: Виктор был офицером, после победы над немцами был направлен на войну с Японией, в Комсомольске-на-Амуре остался и прожил всю жизнь; а сестра Антонина после возвращения с фронта жила в Нижнем. Вот так раскидала нашу семью эта война…

Сама Валентина Андреевна перед войной едва успела окончить начальную школу в родном селе. Те, кто хотел учиться дальше, отправлялись спозаранку через Пьяну в Ревезень. Но, по воспоминаниям нашей героини, образование ее завершилось на 6 классе: «Мама сильно заболела, надо было помогать вести хозяйство, поэтому стало уж не до учебы. Держали козу, кур, сажали огород, собирали более-менее съедобную траву – тем и выживали». Вот так дети военного поколения становились взрослыми задолго до положенного возраста. Это сейчас, в современное сытое время нам кажутся подобные рассказы какими-то странными и невозможными, а наши бабушки и деды действительно прошли это, пережили на себе, точно помнят горький вкус военной гнилой картошки… Из тех страшных детских воспоминаний у Валентины Андреевны сохранилось и еще одно: «Помню, мама разбудила рано-рано утром криком: «Горький бомбят». Мы выбежали на улицу, там собралось уже полсела, и всё небо вдалеке было ярко-красное – пылал автозавод. Жуткая картина».

После войны страна вставала на мирные рельсы, рабочие руки нужны были везде. Отсутствие образование для В.А. Харитоновой не стало причиной стоять в стороне от общих дел. Она была и грузчиком, и извозчиком, и в полевой бригаде – на току, на свекле или на ферме – не отказывалась ни от чего. Потом не один десяток лет проработала свинаркой. Замуж Валентина вышла за такого же простого сельского парня. «Аркадий Фёдорович всю жизнь был трактористом, комбайнером. Его не стало 17 лет назад – столько лет я вдова фронтовика. В боях судьба его хранила, он дошел до Берлина, но именно там получил серьезное ранение: из ног осколки удалили, а из легких было опасно. Так и дожил до смерти с железкой в груди. Его медаль «За отвагу» до сих пор берегу».

Сама Валентина Андреевна не была на фронте, но потерь на ее долю выпало – не пожелаешь никому. Она похоронила сына и дочь, она пережила родную внучку. И сегодня совершенно искренне не понимает: «Зачем Бог меня бережет?». Теперь, на старости лет, ее навещает и помогает по дому лишь соцработник да внук иногда приезжает из города. Но эта бабушка, человек старой закалки, как принято говорить, несмотря на то что глаза очень плохо видят и ноги не слушаются, еще умудряется выбираться в огород, сажать лук с картошкой и даже вязать носочки. Кому-то. На память…

Елена Страхова