— Всегда лучше, когда законодательство и нормы права максимально приближены к жизни, то есть де-юре и де-факто совпадают, — говорит Юлия Крузе, кандидат юридических наук, доцент Нижегородского института управления РАНХиГС, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода 1-го созыва. — Мне импонируют поправки в статьи Конституции о местном самоуправлении. В частности, в статью 131 предложены поправки, которые приведут ее в соответствие с федеральным законом. Речь идёт об определении статуса местного самоуправления, о территориальном принципе. Органы государственной власти теперь будут участвовать в формировании органов местного самоуправления, в том числе в части назначения на должности и снятия с них в случаях, установленных специальным законом.
Я считаю, что на примере Нижнего Новгорода и политических процессов, связанных с руководством нашим областным центром, эти поправки очень нужны. В них прописано, что публичная власть на территории городов не только федерального значения, но и административных центров строго регламентируется федеральным законом. Наша практика показывает: когда появляется одинаковая норма на федеральном и региональном уровнях, решения, которые проводятся через представительные органы, носят скороспелый характер, как правило. А когда всё это опирается на федеральный закон, то уже приобретает характер постоянной практики. И 131-я статья для Нижегородской области является основной, потому что сейчас в этой сфере мы идём впереди большинства регионов. Поправки ещё не приняли, но кадровые решения в нашем регионе уже им соответствуют.
А статья 132 — о расширении функций местного самоуправления — регламентирует, к примеру, что местные органы власти обеспечивают доступность медицинской помощи. Это важно. С 2012 года фактически оставили название ЦРБ – Центральная районная больница, а подчинение у них при этом было областное. Теперь законодательно все будет более четко выстроено. Я считаю, актуально, что идёт передача определённых государственных полномочий регионам, это правильно.
Эти полномочия, в том числе, касаются материальных и финансовых средств, что предоставит регионам другой уровень финансирования. Расширяются права местного самоуправления. Им гарантируют право на судебную защиту и на компенсацию дополнительных расходов именно тем, что они совместно с органами государственной власти выполняют публичные функции и полномочия, которые имеют государственное значение. Это очень важные моменты, которые, опять-таки, приближают ситуацию де-факто к ситуации де-юре и решают общие проблемы местного самоуправления.
В Конституции прописано де-юре, что органы местного самоуправления не входят в органы государственной власти, а органы государственной власти не входят в систему местного самоуправления. А де-факто они работают в единой вертикали власти, и существенные решения на муниципальном уровне не принимаются без согласования на уровне субъектов федерации. Эта условная юридическая независимость превращалась в реальную фактическую зависимость. А та детализация в Конституции, которая теперь будет внесена через поправки, сделает нормативные акты гораздо ближе к реальной жизни, что, естественно, повысит их эффективность. То есть чем ближе де-юре и де-факто, тем лучше.