Однажды, году в 1985-м, он увидел самодельную иконку с изображением Спасителя, выполненную неизвестным умельцем. И так заинтересовало нашего земляка это изделие, что он решил попробовать повторить что-то подобное самостоятельно. С тех пор прошло почти 40 лет, а увлечение свое Владимир Михайлович Ларин не просто не забросил, а наоборот, серьезно преуспел в мастерстве и стал автором нескольких десятков самобытных работ.

В октябре Владимиру Ларину исполнится 75, уже давно он на заслуженном отдыхе и теперь все свободное время, которого достаточно много, посвящает своему хобби. До этого, даже занимая руководящие должности в разных строительных организациях района и будучи человеком занятым, он все-таки находил часок-другой, чтобы побыть наедине с творчеством.

Несколько лет назад пенсионер получил на свой богоугодный труд благословение священника. Сейчас оформлением икон он занимается в импровизированной мастерской, под которую приспособил чуланчик в доме в Тилинине. Здесь, помимо необходимых для дела инструментов и материалов, хранится целая коллекция уже готовых изделий и тех, что находятся еще в работе. Изображения Святой Троицы, Владимирской Божией Матери, Николая Угодника и лики других святых, обрамленные деревом и металлом, в руках мастера превращаются не только в произведения искусства. После обряда освящения для верующих они приобретают особое значение.

Оформление иконы Владимир Михайлович создает, что называется, с нуля. Сам подготавливает основу из ДВП, пилит и шлифует брусочки (в основном из сосны и ели), которые потом становятся рамкой. Основным украшением служит обычная проволока из разных металлов, которая различается по цвету и диаметру. Оказывается, и из этого материала можно создавать массу декоративных элементов: провод, порезанный на мелкие кусочки, становится необычной текстурой общего фона иконы; заплетенный в спираль, придает объем всей композиции, а аккуратно проложенный по краю силуэта святого, будто прорисовывает его контур. Красок рукотворным изделиям добавляют строительные эмали подходящих цветов, а бисер, вполне гармонично сочетающийся с другими предметами фурнитуры, заставляет их слегка поблёскивать. Единственное, что используется здесь в готовом виде, это сами образы: когда-то Владимир Михайлович изображения святых вырезал из календарей, журналов, открыток, сегодня же заказывает их (куда более качественные) по интернету. Связующим веществом всех этих деталей, прочно соединяющим их воедино, является мебельный лак. Он, по многолетним наблюдениям нашего земляка, работает гораздо лучше клея и одновременно становится финальным покрытием иконы, защищая ее от выгорания и обеспечивая долговечное хранение. Надо сказать, что и методика изготовления, и многочисленные технические находки, и дизайн работ придумываются мастером исключительно самостоятельно. Он считает, что это, возможно, идет от его умения неплохо рисовать: художественное видение действительности значительно помогает в творчестве. Но и то, что Бог наградил его золотыми руками, тоже отрицать нельзя.

Свои произведения В.М. Ларин с удовольствием дарит родственникам, друзьям, знакомым, несколько авторских икон украшают храм в его родном селе – Ягодном, ценители же готовы и заплатить за этот кропотливый ручной труд. Сейчас, например, умелец работает над большим заказом: нужно создать сразу 6 именных икон (кстати, на изготовление одной уходит около двух недель). А Владимир Михайлович только рад, что у него есть такое занятие: «Я просыпаюсь, иду в мастерскую, и здесь не бывает всё однообразно: то с деревом работаешь, то с металлом, то с химическими веществами. При этом постоянно «включен» мыслительный процесс: как оформить новую икону. Это интересно, очень затягивает, да и немного ближе к Господу становишься. А насчет собственной веры скажу, что с годами она в человеке только растет. Нельзя без нее».

Елена Страхова

Фото – Сергей Чубарев