Одни люди всю жизнь находятся в поисках себя, часто меняют сферы деятельности, выбирая наиболее подходящую. У других всё наоборот: однажды отдав своё сердце какому-то делу, они остаются верны ему навсегда. Именно так произошло у Елены Поляковой. 30 лет она руководит оркестром народных инструментов «Обертон».

На уроке у Елены Поляковой ученик 1 класса Слава Афанасьев

Елена Геннадьевна не только руководитель, но и создатель и идейный вдохновитель коллектива, он для неё больше, чем просто оркестр. Это её детище, третий ребёнок у мамы двоих сыновей.

Биография Елены Поляковой, как и биографии всех музыкантов, началась с музыкальной школы, где она постигала азы нотной грамоты и разучивала гаммы на баяне. Повзрослев, в Горьковском музыкальном училище получила профессию преподавателя по классу баяна, руководителя оркестра. В планах было поступление в консерваторию, но замужество их нарушило. После свадьбы она отправилась за супругом-военным в Тамбов, там окончила институт культуры.

Судьбоносным для неё можно назвать приглашение играть в оркестре (это было ещё в училище). Мощь звука тогда произвела на студентку сильное впечатление.

— Помню, подумала, что когда-нибудь обязательно соберу свой оркестр, — делится Елена Геннадьевна.

С этой идеей она приступила к работе в родной Перевозской музыкальной школе. Коллектив сложился из учеников, бравших у неё уроки. Начинали, само собой, с исполнения совсем простых композиций, постепенно репертуар пополняли более серьёзные произведения. Каждый год выступали на отчётных школьных концертах, затем вышли на областную сцену. Сегодня «Обертон» – двукратный лауреат международных конкурсов, с 1996 года носит звание народного коллектива. О том, какая работа стоит за успехами, руководитель предпочитает не говорить. Но то, что труд этот огромен, видно на сцене, то есть слышно.

Оркестр задаёт тон жизни этой женщины. Своей любовью к музыке она заразила старшего сына Дмитрия и внука Сашу. Они тоже играют в «Обертоне». Всего в составе сейчас 15 человек, это дети и преподаватели. Ученики Елены Геннадьевны занимаются по индивидуальным планам, но объединённые одной мелодией их инструменты звучат стройно и слаженно. В оркестре, кроме баянов, есть аккордеоны, фортепиано, ударные.

— Ансамбль и оркестр – это самое сложное для музыканта: надо слушать других, играть самому, смотреть на дирижёра, — объясняет педагог.

Эта многозадачность даже у инструменталиста со стажем может вызвать затруднения, что уж говорить про начинающих музыкантов, теряющихся в мире звуков. А новички приходят на смену выпускникам практически каждый год (сколько учеников прошло через оркестр за 30 лет – не сосчитать). Перемены в составе не прекращаются, поэтому каждый раз здесь всё начинается сначала. Неизменным остаётся одно – красивая музыка, которая не надоедает ни исполнителям, ни слушателям.

— Ученикам, конечно, больше нравится играть что-то лёгкое, эстрадное, но и классика нужна. К тому же отпечаток на репертуар накладывает раннее развитие детей. Сегодня на конкурсах юные музыканты представляют зрелые, сложные произведения, — продолжает разговор Елена Полякова.

Много лет в исполнении оркестра звучат такие произведения, как «Аве Мария» Каччини, «Емеля на печи» Дербенко, народная песня «Там за речкой», вальс «Грёзы» Андреева. Эти и другие композиции были исполнены на концерте в честь 30-летия, который «Обертон» дал на минувшей неделе.

Елена Михеева