Ежегодно во второе воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник танкистов и танкостроителей. Празднует его и Александр Николаевич Сковородов, выпускник Ульяновского танкового училища и Военной академии бронетанковых войск, с 1992 по 1998 год – военный комиссар Перевозского района.

Он родился в Большом Болдине в 1953 году. В 4 года потерял отца. К профессии военного начал присматриваться ещё в школе: после восьмого класса решил поступать в Суворовское училище в Калинине. «Хотелось чего-то необыкновенного, – улыбается Сковородов. – И друзья старшего брата немного повлияли – они все уже были курсантами военных училищ.

Экзамены Александр сдал, но по конкурсу не прошёл. А 1 сентября у него умерла мама. О поступлении парня в училище стала ходатайствовать школа, потом подключился райком. «Письма дошли до командующего военным округом, и меня зачислили», – вспоминает Александр Николаевич.

Два года обучения пролетели быстро, знания и навыки потом пригодились в Ульяновском танковом. «Учёба давалась легко. У нас кто-то водил хорошо, а я хорошо стрелял, соответственно на экзаменах отдувался за весь экипаж, – снова улыбается Сковородов. – Танковое дело тогда было на подъёме, с техникой было интересно. И в экипаже отношения сложились такие, что до сих пор поддерживаем контакт».

Учебное заведение он окончил с отличием, в аттестат затесалась лишь одна «четвёрка». «На экзамене поспорил с преподавателем по поводу плавающего транспортёра. Говорю: «Танк весит 40 тонн, а у транспортёра грузоподъёмность – 16, зачем он мне в батальоне?». Меня отправили на пересдачу, – смеётся Александр Николаевич. – Конечно, преподаватель был прав: ведь кроме танков, батальон обеспечивают и пехота, и артиллерия, которые на таком транспортёре можно перевозить».

С 1979-го он служит в Московском военном округе: сначала в Кантемировской дивизии, потом во Владимире в танковом учебном полку. «Моя рота была передовой. В очередной набор пришли москвичи, и у одного мама работала в райкоме партии. Он, видимо, из-за здоровья пожаловался ей, а она написала в ЦК. Меня попросили уйти, хотя на партийной комиссии сказали: «Ты уж не обижайся, через год-полтора восстановим тебя в должности». Хорошо хоть роту мою сохранили, но уже тогда доверие к партии у меня пропало и вообще стал по-новому на многое смотреть», – так описывает Александр Николаевич начало периода, как он сам говорит, «взлётов и падений». Близились девяностые…

Вместе со страной начинала рушиться и армия. «Люди просто бежали, увольнялись от безысходности, когда месяцами не получали зарплату, – вспоминает Сковородов. – Но мне повезло: я в то время заочно учился в академии бронетанковых войск, и мне предложили продолжить службу здесь, в военном комиссариате Перевозского района. Я согласился и семь лет проработал военкомом».

После увольнения он пробовал себя в антикризисном управлении. «Но там часто требовалось быть безжалостным к людям, – рассказывает Сковородов. – Так что после 60 я отошёл от дел».

Сейчас Александр Николаевич заметно оживляется при разговоре о внуке: Сковородов уже седьмой год – дед. С супругой Татьяной Николаевной вместе 48 лет, и они всегда рады гостям.

«Я везде старался честно служить, – говорит военный. – А характер помогал не забывать о том, как в 1969-м поступал в Суворовское. Ведь за меня тогда ратовали и родные, и школа, да почти всё село. И всегда хотелось оправдать их заботу и доверие».

Денис Пискунов