20 августа свой 90-летний юбилей отметил Владимир Зубавин – коренной перевозец, вся жизнь которого – пример жизнелюбия, огромной человеческой воли и бесконечного преодоления.
Не каждого судьба награждает возможностью встретить столь почтенный возраст на своих ногах и в здравом рассудке. Владимиру Александровичу в этом смысле жаловаться не приходится, но чего стоит каждый день его жизни, знает, конечно, лишь он сам. Родившись в многодетной семье, он с ранних лет был приучен к труду, а начавшаяся Великая Отечественная заставила работать всех с умноженной силой. Его отец Александр Николаевич добровольцем ушел на фронт в первые дни войны. Он погиб в 43-м, и Володя, которому исполнилось всего 10 лет, вынужден был бросить школу и пойти в местный колхоз «Авангард», чтобы как-то помочь маме (на ее плечах осталось 7 детей, двое из которых войну не пережили). Мальчику поручили управлять лошадью: он отвозил женщин в поле, где они вязали снопы, сеял и пахал, работал на жатке. Сегодня даже сложно представить, чтоб ребенок мог все это делать. Но, к сожалению, такая страница была в истории нашей страны.
После армии Владимир Александрович хотел посвятить себя сельскому хозяйству, работать на земле, растить хлеб. Именно так несколько лет и было: окончив годичные курсы, он получил права и устроился в «Сельхозтехнику», работал на тракторе, на комбайне. В 58-м женился, появились дочь и сын, колхоз помогал строить дом. Жизнь перевернулась с ног на голову в один момент: когда ремонтировал свою технику, отскочивший крохотный металлический осколок попал в глаз. С тех пор травмированный орган полностью лишен зрения, второй глаз, получив осложнение, видит лишь расплывчатые очертания предметов. Обрушившаяся слепота, конечно, стала огромной трагедией для Владимира Александровича. Привыкший всё делать своими руками, в 33 года он вдруг оказался беспомощным, не имеющим возможности обеспечивать свою семью. Он прошел и через ломающую душу боль, и нестерпимое отчаянье, и минуты, когда жить совсем не хотелось.
Не сдаться и не опустить руки помогли родные. А настоящим спасательным кругом стало для него предложение жены завести кроликов. Он с головой ушел в это занятие: пусть не сразу, но приноровился ухаживать за животными, почти на ощупь мастерил клетки, заготавливал сено и зерно. С конца 60-х Зубавины держали по сотне и больше домашних зайцев: диетическое мясо хорошо продавалось и приносило неплохой доход. Кроме того, Владимир Александрович научился профессионально выделывать шкурки и шить из кроличьего меха шапки, даже охотники приносили ему свои трофеи на выделку. Одно время дополнительным источником заработка стало для него изготовление бутылочных пробок: при поддержке местной организации ВОС специальный станок привезли ему с Арзамасского завода и установили дома.
Желая оставаться опорой для своей семьи, он брался за всё. Никогда не жаловался, что трудно, и, несмотря ни на что, всегда оставался мужчиной. Для человека незрячего – это настоящий подвиг и ежедневные победы над собой. Совершать их удавалось во многом благодаря надежному плечу супруги – Антонины Николаевны. Вместе они без малого уже 65 лет – и в горе, и в радости. Сегодня от былого большого хозяйства у них осталось лишь несколько курочек и огород. Но им забот вполне хватает. Главное – чтоб было здоровье. Владимир Александрович это, как никто, понимает.
Елена Страхова