У детей вся жизнь – в соцсетях. Они там общаются, обмениваются фотографиями, размещают видео, знакомятся, находят друзей. Но не только. Теперь ещё и учатся, выполняют домашние задания, получают оценки. Поскольку среди учителей тоже немало активных пользователей, это массовое увлечение удалось превратить в орудие обучения.
Сегодня учителя выходят с учениками на связь то со своего рабочего места – из класса, то из дома. Кому как удобнее. Ведь провести нужно и очные уроки (в 1–5-х, 9-х, 11-х классах), и дистанционные. Расписание – такое же, как было до дистанта. Основное отличие в том, что интернет-занятия длятся не 45 минут, а 30. Нужно подстроиться под новый формат и при объяснении новой темы и проведении опроса уложиться в более короткий срок. Педагоги готовят и демонстрируют видеопрезентации и читают видеолекции. Всё это делается на нескольких специальных платформах. Некоторые для того, чтобы провести уроки, помимо основных учебных ресурсов, используют личный профиль в соцсетях или создают дополнительный – для работы.
— Для учеников телефон – продолжение руки. И это нужно использовать в мирных целях, сделать так, чтобы они как можно больше времени проводили с пользой, — говорит Анастасия Васильева, учитель русского языка и литературы средней школы №2.
Абсолютное убеждение Анастасии Александровны заключается в том, что учебный процесс не должен быть занудным. Они с ребятами и раньше, ещё до того как пришлось держать дистанцию, пользовались на уроке различными приложениями: например, устраивали виртуальные сражения по литературным произведениям или благодаря знаниям правил русского языка завоёвывали замки. Учились играючи, так сказать.
— Я считаю, что подстраиваться под требования времени просто необходимо. Мне интереснее, когда я вижу отклик в глазах учеников. Когда монотонно объясняешь тему, добиться этого не получится, — продолжает учитель.
Зрительный контакт – как раз то, чего не хватает на дистанционном обучении. Когда на экране компьютера сразу несколько лиц, педагогу приходится переключаться, то на одного, то на другого ребёнка. Зато нажатием всего одной клавиши он может контролировать, кто приступил к учебному процессу, сколько времени у каждого занимает подготовка домашнего задания.
Чтобы школьники лучше усваивали материал по её предметам, Анастасия Александровна ежедневно выкладывает в сториз в «Инстаграме» по 3–5 заданий (в дополнение к обязательным): исправить ошибки; найти 10 слов с чередованием в местной газете; отгадать или зашифровать пословицу с помощью эмодзи (смайликов). Такие задания ребята выполняют с большим удовольствием.
А как же быть со списываниями? Наверняка учащиеся могут запросто найти ответы в интернете?
— Творческие задания не спишешь. Поверьте, учитель легко отличит скопированную работу от той, которую ученик проделал самостоятельно, — утверждает собеседница.
Этот проект получил название «Нескучная домашка» и в прошлом учебном году был представлен Анастасией Васильевой на муниципальном конкурсе «Учитель года» (где она, к слову, стала победителем). А недавно появился другой проект, по литературе. Ученики ведут переписку с учителем от имени великих писателей и поэтов. Без знания их биографий и произведений это было бы невозможно.
Как видим, дистанционка – это не так плохо, как принято думать. Главная её сложность в том, что большая и шумная школьная жизнь сузилась до размера монитора.
— Если сосредоточиться на экране, чтобы не видеть пустых парт, ещё хоть как-то получается, то пустые коридоры, конечно, напрягают, — отметила Анастасия. – Думаю, в большинстве своём учителя, да и ученики тоже, ждут возвращения к привычной форме обучения.
Елена Михеева