Армия для них – это семейное. У Мозговых служили все: отец Евгений Александрович и трое его сыновей – Дмитрий, Александр и Сергей. Говорят, это долг перед Родиной. А долги нужно отдавать.
Мужчина должен служить в армии. И точка. Позиция Евгения Мозгового окончательная и обжалованию не подлежит. Только армия сделает из мальчика настоящего мужчину, считает он. Своих сыновей он сумел воспитать достойными людьми. И до тех пор пока мальчишки не достигли призывного возраста, справляться приходилось самому. Очень помогал спорт, различные виды единоборств. Отец, в прошлом КМС по боксу, приволок домой самодельную грушу, надевал «лапы» и устраивал тренировки, ставил пацанам удар. Тренировки в зале они не оставляют и сегодня.
В семье действовало такое правило: мужчина должен уметь то, что умеет мужчина, что умеет женщина, и то, что никто не умеет. Поэтому братья росли самостоятельными, с самого детства могли и гвоздь забить, и суп сварить. А для ещё большей занятости в расписании дня появились занятия в музыкальной школе.
— Двойная польза: и для разностороннего развития полезно, и колобродить времени у них не оставалось, — поясняет многодетный отец.
Словом, положение в доме было если не казарменное, то близкое к тому. Поэтому к армейским трудностям ребята подошли подготовленными.
Для главы семьи армейская служба пришлась на конец 70-х годов. Призывался он в Фергане, попал в стройотряд. Бойцам тогда досталось строительство олимпийских объектов. После демобилизации Евгений Александрович работал на авиационном заводе, был командиром комсомольского отряда дружинников, занимался боксом, каратэ, рукопашным боем и получил приглашение из десантной части – обучать солдат рукопашному бою. С тех пор «крылатые войска» – часть его жизни.
Немного застал он и Афганскую войну:
— Нас забросили туда в составе сводного строительного отряда. Это было самое начало конфликта, 1979 год. Трое моих сослуживцев там погибли, — вздыхает собеседник. – А нас из-за обострившейся ситуации в Кабуле уже через несколько дней вернули в Союз. Так что Афган для меня закончился очень быстро. Зато когда инструктором был, ребят часто туда приходилось отправлять…
Десантник – военнослужащий особый. Решительный, мобильный, быстродействующий. Мозговые как раз из таких. Каждый в своё время они прошли спецподготовку, которая делает из обычного человека идеального солдата. Школа жизни у каждого была своя.
Дмитрий, старший брат, после призыва попал в морфлот. Учебка в Кронштадте, распределение в морскую пехоту, затем передислокация в Балтийск. На дворе было начало 2000-х, неспокойно в Чечне. Лишь каким-то чудом война не обожгла парня своим огнём. Обошлось.
Средний брат, Александр, и младший, Сергей, службу проходили в Воздушно-десантных войсках. Однако путь в ряды Вооружённых сил РФ у них был разный. Александр для десантуры подошёл сразу по всем параметрам. Сергею же пришлось отстаивать своё право пойти в армию. В детстве он попал в аварию и получил компрессионный перелом позвоночника. Несмотря на то, что травма не напоминала о себе уже много лет, врачи упорно отказывались давать заключение «годен». Сколько он медкомиссий прошёл, сколько рентгенов сделал – со счёта сбился! У юноши к тому времени уже был золотой знак ГТО, он активно занимался плаванием. Считает, что именно спорт помог ему забыть о тяжёлом повреждении. В ВДВ он, как и хотел, отслужил, причём без всяких последствий для здоровья. А самой большой потерей за армейский год стал разбитый мобильный телефон: выпал во время прыжка с парашютом.
День Военно-морского флота и День Воздушно-десантных войск в календаре стоят рядом: последнее воскресенье июля и 2 августа соответственно. У братьев-десантников в эти праздники, как и в День защитника Отечества, принято благодарить отца за преподнесённые в детстве уроки, которые пригодились и в армейской службе, и в гражданской жизни. Береты и тельняшки для них – бережно хранимые святыни, а принадлежность к элитным российским войскам – большая честь. У самого же Евгения Александровича есть тройной повод для гордости.
Елена Михеева