Среди полей, отгороженная от мира крепкими лесными объятиями и зарослями деревьев с кустарником живет на Перевозской земле своей тихой, неспешной жизнью маленькая деревенька в два десятка домов. Мы в Смородихе.

Деревня Смородиха

По воспоминаниям местных уроженцев, появилось это поселение с красивым именем относительно недавно. В середине 30-х годов прошлого века в открытом поле построили 24 дома, в которые заселились ичалковские колхозники с семьями. Образовывались подобные выселки исключительно ради того, чтобы земли вокруг не простаивали и не зарастали бурьяном, а обрабатывались селянами-переселенцами. Жизнь с нуля здесь начинали крепкие хозяйственники. В каждом доме было по 5 – 7 ребятишек и многочисленное подворье.

Владимир Александрович Творогов– Сейчас на двух улочках – Полевой и Садовой – осталось 18 домиков: некоторые сгорели, другие просто разрушились. Да и оставшиеся не все обитаемы. Много лет наша деревня существует как чисто дачное поселение, жизнь тут можно обнаружить лишь в теплые месяцы, – посвящает в здешний уклад коренной смородихинец Владимир Александрович Творогов. – Зимой хозяева тоже, бывает, заглядывают, чтобы проверить свои владения. Благо, дорогу по распоряжению администрации Дзержинского территориального отдела, к которому относится деревня, чистят регулярно.

Точно сказать, откуда пошло название деревни, нам никто не смог. Предполагают только, что, может быть, в этих местах были хорошие урожаи смородины, которая и сегодня прекрасно плодоносит. Но это лишь догадки… А вот то, что выселки под названием Смородиха одно время являли собой самостоятельный колхоз, который просуществовал примерно до начала 50-х, Владимир Александрович помнит прекрасно (он родился в 1947 году). В его детстве здесь были свои фермы, конный двор, кузница, ток, контора – в общем, всё, что отличало хорошие коллективные хозяйства прошлого столетия. Люди были обеспечены работой, но трудились в те годы еще за палочки. Смородиха за свой век успела побывать и суверенным хозяйством, и в разные времена примыкала то к Ичалкам, то к совхозу имени Дзержинского, то к деревне Отрада (о которой нынешние поколения даже и не слышали и которой уже не существует вовсе).

Сам Владимир Александрович большую часть жизни отработал фрезеровщиком на кстовских заводах. С этим городом связано, кажется, всё, но сердце всегда рвется на безумно дорогой крошечный островок его детства и юности. С супругой Марией Викторовной они живут в деревне с весны до первого снега. Огород, цветники, грибы, ягоды, заготовки – обычные деревенские хлопоты занимают большую часть времени.

Мария Викторовна Творогова

Но не жалеют его дачники и на отдых. Причем очень активный и спортивный. Владимир Александрович, рьяный любитель волейбола, обустроил напротив своего дома волейбольную площадку. На ней вся приезжающая из города детвора гоняет мяч, и дети, и взрослые играют в бадминтон. Все соседи поддерживают порядок на своем спортивном поле. 12-летнего внука Твороговых Диму даже уговаривать не надо выкосить там траву – делает это с видимым удовольствием и желанием. Что нас совсем удивило – забывает в деревне об Интернете, проводя целый день на улице в заботах с бабушкой и дедом и в играх с ребятами. А детей здесь в летнюю пору, как в старые добрые времена, собирается большая гурьба. И дело себе находят, и в город особо никто не рвется. Просто чудо какое-то!

Владимир Творогов и внук Дима

Еще одно интересное занятие в Смородихе – рыбалка. На пруд за карасиками отправляются даже женщины! Глядя на заядлую любительницу посидеть на берегу с удочкой Марию Викторовну Творогову, пристрастилась к такому времяпрепровождению и коренная нижегородка Ирина Михайловна Минчук.

Ирина Михайловна Минчук– Я никогда рыболовных снастей в руках не держала, а теперь на червя научилась ловить, – с восторгом сообщает горожанка. – Столько лет прожила на свете и только три года назад, когда здесь домик купили, увидела, как цветет подснежник, ландыш! Это такая красота! Сама собираю березовый сок, заготавливаем иван-чай и липовый цвет, цветочки с овощами сажаем! Внуков привожу сюда на чистый воздух. Нам все очень нравится. А отсутствие каких-то благ – ерунда: покупаем газовые баллоны, привозим с собой аэрогриль. Здесь люди замечательные, дружелюбные какие-то. Помогают все друг другу.

Конечно, все местное население прибывает сюда на собственных автомобилях, но, выбирая здоровый образ жизни, многие прихватывают и велосипеды. На них горожане отматывают по 18 км до Перевоза и обратно, чтобы поплавать в бассейне на ФОКе, поиграть там в теннис и позаниматься на тренажерах. Сказать «довольны» – ничего не сказать. После такой прогулки всякому человеку хочется побывать в душе, но водопровода в деревне, конечно, нет. Есть бани! Воду для них и других хозяйственных нужд качают из родников с помощью насосов. А питьевую берут в колодце, который пару лет назад построили всей Смородихой. Такое единение в делах и взаимопонимание жителей целой деревеньки редко встретишь сегодня. Всё здесь происходит как-то дружно и сообща.

Деревня Смородиха

На «фазенде» люди крутятся как белки в колесе, поэтому невольно приходится вырывать собеседников из круговорота деревенских хлопот.

— Куликов Алексей Степанович, офицер в отставке, — по-военному браво отрекомендовывается мужчина и откладывает в сторону сельхозинвентарь. – Из армии в 1991-м уволился, 27 лет отслужил.

Дальний Восток, Туркмения, Германия – по каким бы дорогам ни бросала майора служба, он всё равно, по крайней мере раз в год, находил ту, что приводила к родному порогу:

— Я из здешних мест. Отец мой лесником был, кордон находился неподалёку отсюда, там я и родился…

— А сейчас там ни гвоздя, ни дощечки не осталось, даже полянки нет, всё заросло. Дед показывал нам то место в лесу, где раньше дом стоял, — торопится досказать внук Захар. Видимо, не раз слышал биографические дедушкины рассказы.

Алексей Куликов и внук Захар

— Деревня у нас тихая, непроезжая. Хорошо здесь! Внукам очень нравится, — продолжает Алексей Степанович. К нему так и льнёт 6-летняя Милана, самая младшая внучка, то на колени заберётся, то за шею обнимет.

— Видите, какой у нас домик? Вигвам называется, — словами Шарика из Простоквашино говорит девочка про сооружение из связанных сверху жердей, накрытых полотнищем. – У нас там люстра и окошки. А ещё один дом мы на дереве строим.

Деревня Смородиха

Из других развлечений – качели и турники. Есть в деревне ещё три пруда. К купанию погода пока не располагает, зато рыбалку дружно уважают и взрослые, и дети. С нетерпением все ожидают жары и по другой причине – собираются побывать в Ичалковских пещерах. Ну а пока строят планы, на месте не сидят. Куда бы приложить трудолюбивые руки, в деревне искать не нужно, работа их сама находит. В теплице надо поливать, грядки в порядке содержать, лужайку под окнами не запускать – сначала скосить, потом траву убрать, да и в доме дела никогда не переводятся.

Чтобы даром время не терять, Валентина Николаевна, жена и бабушка, спешит вернуть своих помощников к заботам по хозяйству. Что же, не смеем задерживать.

Николай Александрович и Галина Константиновна Павловы – перевозцы, а с мая по октябрь – жители Смородихи. Для них это лето будет ознаменовано большим событием. В июле они отметят золотую свадьбу – 50 лет душа в душу живут, вместе и в горе и в радости.

Малая родина Николая Александровича давным-давно полюбилась всему семейству. И связь эта никогда не прерывалась. Сюда в любое время года сын и дочь с детьми приезжают. Сейчас у дедушки с бабушкой гостит одна второклассница Лиза, но вскоре поджидают приезда и других внуков (их у Павловых пятеро).

Семья Николая Александровича и Галины Константиновны Павловых

— Теперь у нас просторно, места всем хватает. А я родительский домишко помню – маленький, окна в землю, — делится воспоминаниями из детства хозяин. – Этот дом мы уже в начале 90-х построили. Когда и в нём тесно стало, рядом ещё один поставили.

Недаром глава семейства по профессии строитель, четверть века в РСУ прорабом отработал. В 70-80-е годы если не пол-Перевоза, так третью его часть точно построил. Местом работы супруги была бухгалтерия райфо. И вот уже примерно как полтора десятка лет назад трудовые будни сменились для пенсионеров сезонными садово-огородными занятиями. На земле дачники работают не ради рекордных урожаев, а для удовольствия и делают это, по их собственным словам, с радостью.

— Больше из-за внучат здесь живём. Воздух свежий, в лесу – грибы и ягоды, в огороде – огурчики и картошка. Фермеры из посёлка имени Дзержинского по заказу молоко привозят. Всё натуральное, полезное и очень вкусное, — перечисляют они преимущества деревенской жизни, из-за которых каждый год отправляются в добровольную летнюю «ссылку».

А еще нам показалось, что тут очень уютно. В Смородиху действительно хочется вернуться.

Елена Страхова, Елена Михеева