Из учебки в Воронежской области в ноябре 1986-го практически весь набор «выпускников» был распределен для прохождения дальнейшей службы за границу: кто-то уезжал в Германию, другие – в Чехословакию. Ребята с отметкой «20 А» в приписном свидетельстве отправлялись в Афганистан.

– О войне с душманами мы уже были наслышаны, – вспоминает наш земляк В.А. Гурастов, – она длилась к тому времени не первый год. Из перевозцев как раз отслужили в Афгане Валера Елин и, к сожалению, уже покойный Игорь Чирков. Они делились личными впечатлениями об армейских буднях на чужой земле. Но особенного страха перед этой «командировкой» почему-то не было. Скорее, присутствовал интерес, наверно, в силу юного возраста. А из собственных первых ощущений в Афганистане запомнился непривычный какой-то горько-сладкий запах южной травы. Чуть позже к этому присоединилось неприятное чувство, когда при обстрелах закладывает уши. Но совсем скоро там ко всему привыкаешь и уже не обращаешь на такие мелочи внимания. Даже спать вполне можно под разрывы снарядов.

Шинданд

Первоначальной точкой базирования для Владимира Алексеевича стал артполк в городе Шинданде, здесь значительный кусок времени пришлось провести за баранкой 131-го ЗИЛа. Должность командира отделения материально-технического обеспечения обязывала поддерживать полную исправность техники, передвигающейся в колонне по афганским дорогам. Эта мастерская на колесах, в которой имелась и сварка, и все необходимые для ремонта инструменты, всегда следовала предпоследней машиной в колонне (замыкали движение, как правило, БТР или БМП, обеспечивающие огневую поддержку и прикрытие солдат). Советский трудяга ЗИЛ убирал с пути автоколонны подбитые машины, тащил на себе еще пригодную технику и всегда готов был «подлечить» покореженные автомобили имеющимися в кузове запчастями. А человеческие руки и мужская выдержка творили на войне настоящие чудеса. Владимир Алексеевич до сих пор помнит случай, когда снаряд попал в раму КамАЗа, но машина не взорвалась, а их команда механиков за одну ночь перебрала по болтику грузовик, и утром автомобиль продолжил движение. Кстати, эта ситуация произошла во время знаменитой боевой операции «Магистраль». В ней принимали участие и два дивизиона воинской части, в которой служил перевозец.

«Магистраль»

«Магистраль» — крупномасштабная воздушно-наземная плановая общевойсковая операция советских войск в Афганистане, длившаяся с 23 ноября 1987 по 10 января 1988 года. Ее мероприятия были направлены на снятие многолетней военной и экономической блокады округа Хост. По одному из боевых эпизодов этой операции снят известный российский фильм « 9 рота».

– Главным итогом проведенной операции, – отмечал позже генерал-полковник Б.В. Громов, – является прорыв блокады Хоста. Вместе с тем были сорваны планы лидеров «альянса семи» («Исламский союз моджахедов Афганистана», или «Пешаварская семёрка» – прим. автора) по созданию на территории Хоста автономного исламского государства.

В 1988 году за разработку и успешное проведение операции «Магистраль» Борису Всеволодовичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза. Именно он разработал план и руководил выводом советских войск из Афганистана.

Лично видеть Громова в Афганистане довелось и нашему земляку Владимиру Гурастову.

Кабул

С начала марта 1988 служба нашего «афганца» переместилась в Кабул. С этим переводом изменилась лишь дислокация, но не обязанности бойца: до самого дембеля он занимался ремонтом автомобилей либо на базе, либо в процессе передвижения в колоннах. Ленты дорог, устранение неполадок техники, обстрелы и неспокойные затишья сменялись долгожданными часами отдыха в военно-полевых условиях. На неудобства уже никто не обращал внимания, и на привалах бойцы, случалось, смотрели привезенные фильмы, растянув прямо в горах простыню в качестве экрана на грузовике, или готовили не самые простые блюда. Даже пельмени лепили и варили настоящий плов! Оружие, конечно, тоже пришлось применять, но, по признанию бывшего солдата, стреляли зачастую не прицельно, а, скорее, наугад: среди «зеленки» и скал противника не разглядишь, зато для него наши автопоезда были как на ладони. Но везло: Владимир не припомнит, чтобы за время его службы были боевые потери среди окружения. Болезни – да, случались.

Желтухой за время службы в Афгане переболел, кажется, каждый третий, если не каждый второй советский солдат. Не избежал этой участи и Владимир Алексеевич. Три недели пролежал в кабульском госпитале и – в строй. Отмечает, что в плане медобслуживания и быта в столице было все отлажено. Там уже не разворачивались военные действия, город серьезно охранялся советскими частями. И в отличие от афганских провинций Кабул уже в те годы представлял собой довольно богатый административный центр с развитой инфраструктурой.

Время службы в Кабуле Владимир Гурастов сегодня вспоминает со снисходительной улыбкой и теплотой, понимая, что порой по-мальчишески тогда не замечали и не обращали внимания на опасности, которые подстерегали тут и там. Полное осознание пережитого, говорит, приходит через годы. А там – война, где надо не философствовать, а грамотно и четко выполнять свою работу.

Дембель

Домой Владимир вернулся 30 июня 1988 года. Мама, не находившая себе места все полтора года, которые сын провел в Афганистане, долго еще не могла поверить, что ее ад закончился, и всё смотрела: не ранен ли, живой… А через месяц снова пришла весточка с войны. Но уже добрая. Владимир Алексеевич получил медаль «За боевые заслуги». На вопрос, за какие именно, скромно отвечает: «За участие в операции «Магистраль»». И что спрятано в этом коротеньком предложении, знает только его память.

В.А. Гурастов на праздновании 30-летия вывода войск из Афганистана

Елена Страхова