Жизнь согнула ее пополам, но даже в 95 не лишила прекрасной памяти, ясного рассудка и замечательного чувства юмора. А к этому всему годы подарили ей какой-то особенный теплый свет в глазах с простым и очень точным пониманием бытия… Мы в гостях у старейшей жительницы Ревезени Таисьи Ивановны Тарасовой.

Таисья Ивановна Тарасова знает Псалтырь практически наизусть

Походный

Ревезень для нашей землячки – то место на земле, где прошла большая часть ее жизни. А крохотного поселка, в котором Таисья Ивановна родилась, уже, увы, давно нет на карте. В Походном, что размещался километрах в четырех от Мармыжей, прошли ее детство и юность. «Там было всего 13 домов, но в каждой семье ребятишек – уйма. Нас только 9 братьев и сестер было, – рассказывает пенсионерка. – В начальную школу мы в Шильниково ходили, потом постарше стали – в Ревезень. Даже когда война началась, я учебу не забросила. Троих братьев на фронт забрали. Один из них так и не вернулся. В начале 40-х наш поселок разросся: прибыло много эвакуированных женщин и детей. И часто кому-то приходили извещения: «погиб»,
«пропал».

Не учительница

После школы Таисья Ивановна окончила Арзамасское педучилище и, только получив диплом, с юношеским энтузиазмом отправилась в соседнюю Владимировку (эта деревенька тоже уже исчезла с лица земли) преподавать в младших классах. Но вся педагогическая работа закончилась довольно скоро: замужество и появившиеся на свет друг за другом две дочки и сын расставили свои приоритеты. Самой старшей исполнилось всего 6 лет, когда семья овдовела: супруг крепко выпивал, от этого и погиб. Таисья Ивановна после этого несколько лет проработала в Мармыжах: в те годы там имелась библиотека. Она располагалась в здании конторы. Литературы было достаточно много, местный фонд частенько пополнялся. «А еще как раз в то время в Мармыжах открылся клуб, – с горящими глазами вспоминает собеседница. – Мы там такие пьесы ставили! Репетировали, народа столько собиралось – очень весело жили и дружно. Чудесное время было».

Каким бы ни было прекрасным то время, зарплаты библиотекаря на содержание и обучение детей катастрофически не хватало. Поэтому в поисках лучшей доли мама большого семейства решила перебираться в крупное село. Перевезенный из Владимировки в Ревезень ее небольшой домик до сих пор вполне действующий, туда на лето приезжают внуки. А в конце 50-х он считался настоящим богатством. Но чтобы одной поднять сразу троих деток, только крыши над головой совсем недостаточно. «Хоть и хотелось бы, да, видно, учительницей мне не быть. Устроилась тогда дояркой – там хорошо платили, – не скрывает бабушка. – Но деньги эти давались тяжело: 13 коров трижды в день доила вручную. Зато дети были сыты, одеты и учились рядышком: семилетка тогда находилась возле кладбища в Ревезени».

Смысл – в детях

Овдовев еще до 30-ти, она так и не устроила личную жизнь, посвятив всю себя детям. Помимо фермерских коров, в своем сарае тоже ждали овцы, поросята, буренка. Усад и огород – как у всех, не меньше. Желание, чтоб у детей было все не хуже, чем у других, заставляло не обращать внимания на хроническую усталость. На пенсию Таисья Ивановна ушла уже с должности заведующей складом. Там проработала много лет, отвечая за сохранность и выдачу колхозных автозапчастей, стройматериалов и ГСМ. «Трудно жили, денег всегда
не хватало, – признается наша героиня. – Но тогда всем несладко было. Счастлива тем, что каждый из детей получил достойное образование, все они создали свои семьи. К сожалению, уже давно не стало моего
сына. Но есть внуки. Я сегодня уже прапрабабушка. Все это и есть мое продолжение. Жизнь никогда не заканчивается. Все, что я смогла вложить в своих детей, вернулось мне многократно. Сейчас бы так жить и жить. Но время уже на исходе».

Секрет долголетия

Говоря так, Таисья Ивановна совершенно не сожалеет. Спокойное принятие неизбежного у нее – от глубокой искренней веры. Она с детства не расстается с богом, и сейчас, в 95, ее день начинается и заканчивается молитвой. И только Господь, уверена она, помог преодолеть ей все тяготы судьбы и дожить до столь почтенного возраста. А еще, конечно, постоянный физический труд. «Говорят, труд портит человека, рано превращает в старика. Нет и нет. Он, я думаю, наоборот продлевает жизнь, – делает свои выводы долгожительница. – Я до 80 лет самостоятельно огородничала. И сейчас тоже некогда скучать: сама покушать приготовлю, кое-что постираю руками, летом возле дома пошагаю. Пока двигаешься, стало быть, и живешь».

Елена Страхова