Накануне юбилея кандидат педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Академии международного сотрудничества по креативной педагогики (Украина) рассказал об учёбе, работе, знакомстве с известными людьми и роли наук — академической и жизненной — в своей судьбе.
Почти 140 печатных работ, три монографии под грифом Академии образования, более 20 книг по истории округа в соавторстве — о нём самом уже пора писать книгу. Владимир Валентинович Рыньков был и остаётся разносторонним человеком: раньше интересовался спортом, живописью, сейчас много плотничает по дому. Но интерес к науке, впервые проявившийся в детстве, по-прежнему побеждает в нём всё.
В авангарде молодёжи
Поступая на «заочку» в Арзамасский пединститут, он уже имел опыт работы лаборантом, преподавал биологию в 5-8 классах. Педагогика увлекала, юноша чувствовал уважение учеников.
В институте Рыньков заинтересовался гельминтологией — наукой о паразитических червях и заболеваниях, вызываемых ими у человека и животных. В 1973 году от своей альма-матер он принял участие в совещании гельминтологов в Москве. К тому времени в его студенческом активе были две работы по изучению переносчиков паразитов: Рыньков ставил опыты, определял заражённость водоёмов района и даже организовал в школе гельминтологический кружок. Поездка во Всесоюзный институт гельминтологии и знакомство с ведущими учёными страны произвели на молодого человека неизгладимое впечатление. В Арзамасе решили, что Рынькову по плечу и защита первого в истории пединститута диплома. Выпускник защитился на отлично, и ректорат пообещал обеспечить ему при первой возможности целевое направление в аспирантуру Академии педнаук.
Рыньков продолжил преподавать и работать с кружком. Школа заключала договоры с сельхозпредприятиями — гельминтологи выявляли опасные для скота пастбища. Три раза кружковцы участвовали в Выставке достижений народного хозяйства СССР, дважды становились «бронзовыми» призёрами, а участница кружка Галина Нежданова была удостоена правительственной награды «За трудовое отличие». Про перевозцев писали в «Горьковской правде», а областной отдел образования рекомендовал наработанный опыт к распространению. «Ребята, которые были у меня в звене, в дальнейшем хорошо устроили свою судьбу: многие стали врачами, агрономами, экологами, педагогами», — не без гордости рассказывает Владимир Валентинович. Стоит отметить, что в своего рода учебный центр, созданный молодым преподавателем, также входили гельминтологическая лаборатория, кабинет «Охрана природы» и школьное лесничество. Кроме того, с 1977 по 1984 год Рыньков руководил учебно-производственным комбинатом.
Место творчеству
С 1985 по 1989 Рыньков — аспирант Академии педнаук. До сих пор он помнит слова, сказанные ему после защиты диплома одним из академиков : «Теперь, Володя, важно не убирать знания «под сукно», чтобы в каждом общественном явлении ты видел свою проблему и открывал что-то новое, как творческий научный работник!»
«Во время нашей с отцом работы в лаборатории это, я бы сказал, удавалось», – рассуждает Рыньков. Лаборатория социальной педагогики Нижегородского института развития образования, просуществовавшая более 10 лет, организовала на базе района две всероссийских педконференции, несколько межрайонных семинаров для работников дошкольного образования. Рыньковы издавали сборники дидактики по экологизации учебно-воспитательного процесса и социально-педагогическим проблемам. “Я считаю, это было плодотворное дело и полезное для практических работников, — делится мнением Владимир Валентинович, — и лаборатории, конечно, сейчас не хватает…”.
Замечательный земляк
Во время работы в Институте социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования начинается сотрудничество Рыньковых с Международной академией наук педобразования, созданной в целях содействия развитию науки и сотрудничеству в области образования и культуры.
«А Янаева я знал давно, – вспоминает Владимир Валентинович. – Сначала просто как замечательного земляка, потом он работал в обкоме комсомола первым секретарём. Он никогда не забывал мою семью — папу с мамой… Навещал, говорил: «вы, как первые педагоги, дали мне хорошую подковку, и это решило всю дальнейшую мою судьбу». Он звал меня работать в Москву, однажды даже помог с билетами на поезд. А потом случился путч. В 94-м, после его амнистии, я приехал к нему с идеей биографической книги. Геннадий Иванович отнесся скептически: «не пропустят».
Но Рыньков не был бы Рыньковым, если б не довел дело до конца. В 2003 вышло первое издание книги «Геннадий Янаев: загадка эпохи». А через несколько лет Владимир Валентинович дополнил издание вновь открывшимися материалами и интервью с Геннадием Зюгановым, членами ГКЧП. В 2017 академики МАНПО на ежегодном собрании за эту работу присудили Рынькову премию «Золотая Ника», что стало для автора полным сюрпризом, и, по его словам, вдохновило на новую идею – книги о роли Янаева в развитии Комитета молодёжных организаций СССР.
Молотки и не только
Сегодня на вопрос: «Как поживаете?» — Рыньков бодро отвечает: «Молотки стучат!» Выйдя на пенсию, он обнаружил в себе интерес к плотничеству: дома оборудовал кабинеты для работы, архива и вместе с отцом строит родовой музей. Продолжают Рыньковы и писать — на подходе книга о перевозцах в звании генерала.
В юбилей за одним столом соберутся друзья, коллеги, семья. Сын и сноха сейчас занимаются бизнесом в Арзамасе. Внук Павлик — ученик начальной школы, а внучка Даша готовится к поступлению в лингвистический и уже подрабатывает репетитором. «Недавно спрашиваю её: у тебя, значит, денежки появились на мороженое? — сияет глазами влюблённого деда Рыньков. — Она: «Конечно, и не только на мороженое».
Денис Пискунов