Золотой юбилей – дата всегда торжественная, солидная, которую стараются отмечать широко, с размахом. Так было бы и у Грязновых: обязательно собрали бы на 50-летие совместной жизни самые дорогие семьи – детей и внуков. Но… Дорожная авария, случившаяся год назад, перекроила все планы и с ног на голову перевернула привычный уклад жизни. Праздника не получилось. Но Виктор Константинович и Нина Константиновна, несмотря на всё пережитое, остались большими оптимистами и верят в лучшее. Ведь они же вместе!
Их совместная история началась в 1969-м, когда в дубскую библиотеку приехала новая юная сотрудница. Тогда директор местного клуба и зачастил в библиотеку, хотя далеко не книги тянули туда парня. Нина ответила на внимание, и свадьбу влюбленные наметили сразу после Рождества. Но дату пришлось перенести: молодые и активные культработники-комсомольцы не могли отказаться от участия в первой послевоенной переписи населения. Точкой отсчета их семейной летописи стало 30 января 1970 года. «У нас была самая первая торжественная регистрация в клубе, – вспоминают золотые молодожены, – поэтому на такое событие пришло смотреть все село. Столько было волнения!». Одними из первых семей специалистов Грязновы получили квартиру в Дубском, пусть с печным отоплением, но свою.
Рождение первенца принесло в их семью большое счастье, но и, как оказалось, серьезные испытания. За то, что родители в стране Советов крестили сына, их исключили из комсомола. Сегодня это кажется странным и нелепым, а тогда многим существующая идеология ломала судьбы. Грязновы выдержали этот удар и были рады уже тому, что не лишились работы.
Так сложилось, что весь дальнейший путь этой семьи во многом зависел от места службы супруга. Нина Константиновна запись в своей трудовой книжке не поменяла ни разу, всю жизнь отдав библиотечному делу. А вот Виктору Константиновичу довелось поработать на разных должностях. В 1980 году, согласившись на предложение председателя колхоза «Самородок», он радикально поменял сферу деятельности: из завклубом переквалифицировался в заведующего фермой. «Те времена вспоминаю только добрым словом, а Владимира Фёдоровича Канатьева по сей день считаю своим наставником, – рассказывает В.К. Грязнов. – В родном колхозе я проработал лет 7, пока не избрали председателем в Кемары».
С этого момента началась новая эпоха для всей семьи: все заботы по хозяйству легли на плечи жены, супруг же полностью погрузился в новое назначение. «Он сутками пропадал на работе, но спасибо нашим мальчишкам – Вадим с Виталием освободили меня от множества бытовых дел, помогали управляться со скотиной, исправно несли дежурство по кухне, работали, как взрослые мужчины», – говорит хозяйка дома. Глава семейства, став руководителем откровенно слабого колхоза, не думал, что надолго задержится на этой должности. Но неравнодушный характер и переживания за земляков не позволили ему уйти с этого поста. За 15 лет его управления хозяйством в Б. Кемарах были построены новые фермы и склады, дороги и квартиры, село разрослось, там появились грамотные специалисты. А главное – сюда провели газ. Многие кемарцы до сих пор с благодарностью вспоминают этого председателя. На пенсию Виктор Константинович уходил уже из кредитно-потребительского кооператива «Родник», который возглавлял 6 лет.
Много перипетий выпало на долю этой пары за 50 лет, которые, конечно, не были выстланы розами. Но во все времена он был главной опорой семьи, а она – ее надежным тылом. Держались друг друга, провожая сыновей в армию, старшего – в Германию, а младшего – на войну в Чечню, вместе седели и зарабатывали морщинки от переживаний за своих детей, вместе радовались появлению каждого внука (их у Грязновых 7, и уже один правнук), всегда вместе принимали любые важные решения. Вместе они оказались в одной машине, улетевшей от удара встречки в кювет. Второй год они борются с последствиями полученных травм, и впереди у Нины Константиновны еще не одна операция. Но случившееся только крепче сплотило их, они в который раз осознали, как дорожат друг другом, какая у них дружная семья и какие отзывчивые люди их окружают. После аварии супруги не видели друг друга несколько месяцев, лежали в разных больницах. Когда Виктор Константинович смог встать в ходунки и добраться до постели жены, единственное, что он произнес: «Как я соскучился!». И в эти три слова была вложена вся жизнь, вся несказанная боль, вся любовь.
Елена Страхова