4 ноября престольный праздник отмечают жители Поляны. Во всех населенных пунктах, где есть церковь, издавна заведено чествовать того святого, в честь которого построен здесь храм. Для полянцев это Казанская Божья Матерь.

Вера живёт

Местная церковь, построенная в 1915 году, верой и правдой служила по своему назначению совсем недолго – немногим более 10 лет. Но массовая постреволюционная волна безбожия не могла не коснуться и полянского храма. Во времена раскулачивания (1926 – 1928 гг.) «люди новой формации» и его пытались разобрать на кирпич. Церковь не поддалась. И уже почти сто лет стоит полуразрушенное краснокирпичное строение без дела, без пользы, давно заросшее репейником и крапивой.

– Мои родители – Александр и Мария Хреновы – последними венчались в нашем храме. Это был 1922 год. Позже таких обрядов не проводилось, – рассказывает коренная жительница Поляны Евдокия Александровна Ободина. – Мне самой уже за 70, я знаю это по рассказам бабушки.

С разорением храма веру в сердцах людей не истребили. Местные жители продолжали втайне молиться, крестить детей. Совсем недавно, уже в XXI веке, когда, казалось бы, к Богу обращаются гораздо реже, чем к компьютеру, местные жители на въезде в село возродили «часовенку» в честь Михаила Архангела. Сюда приходят те, у кого душа просит уединения и молитвы, здесь останавливаются похоронные процессии перед входом на кладбище. Инициаторами и непосредственными участниками ее благоустройства стали Александр Коноплёв, Наталья Якунина, Александр Миронов, Александр Касьянов. Если «часовенка» появилась, значит, это кому-нибудь нужно…

Место решает всё

Здешние жители склонны считать, что название их села произошло от его местоположения – на ровной возвышенности, потому и Поляна. Всего две улицы имена тоже, по их мнению, получили без лишних премудростей: Мордовская – по национальному большинству когда-то проживающего здесь населения, и Центральная, бывшая всегда в центре сельских событий. Сегодня на них постоянно прописан 191 человек, но по факту проживает больше: близость к окружному центру (всего пара километров) и наличие в селе с 2007 года природного газа обеспечили этому населенному пункту приток желающих иметь здесь домик и участок земли для огородного удовольствия. Так, у многих жилища, обустроенные в Поляне как временные, давно стали постоянным местом обитания. Что называется, и в стороне, и в людях. Дачников здесь едва ли не половина от коренных поселенцев. Хотя приезжими большинство из них можно считать условно: у одних здесь родилось и жило не одно поколение предков, другие так давно тут обосновались и живут уже круглогодично, что их тоже считают местными. Притягивают сюда народ и природные красоты: три сельских пруда (Серёдышный, Конецкий и Ферминский) сейчас изрядно заросли, но при желании тут еще можно искупаться. Когда-то, во времена существования колхозов, на прудах полоскали белье, мыли жито… Сейчас, конечно, тоже можно найти у водной глади занятие, например, медитацию с удочкой на берегу.

Евдокия Александровна Ободина: «Я всю жизнь проработала в Перевозе – в райпо, МСО, но живу всегда в Поляне. Здесь моя родина»

Тропа к здешним водным источникам не зарастает. Несмотря на то, что вода проведена практически в каждый дом, люди предпочитают брать родниковую – в самом селе на Серёдышном ключе и через дорогу от Поляны на Студенце. Сюда и перевозцы протоптали дорогу: полюбилась всем полянская водица. Да и от Перевоза опять же – рукой подать, а сегодня, когда практически в каждом семействе есть личный транспорт, такое расстояние уже перестает быть проблемой. Хотя не для всех…

Есть проблемы

Пенсионеры, пришедшие за хлебом к автолавке, в один голос заявили, что трудно в Поляне с автобусным сообщением: на автобусе в Перевоз можно уехать лишь 2 раза в неделю, но дойти до остановки, расположенной на трассе, вообще задача для большинства из них непосильная – банально далеко. Поэтому приходится вызывать за 150 рублей такси. А платить нужно, ведь дела бывают неотложные, например, поездки в больницу или на почту – для расчета за ЖКУ. Для людей старшего поколения это – настоящее бедствие. Если товары первой необходимости три раза в неделю доставляют из соседнего района, то с оплатой квитанций сложнее. Три соцработника в селе успевают помогать лишь своим подопечным, другим пенсионерам приходится самим отправляться в Перевоз по бумажным делам…

А что сегодня?

Администрация Центрального теротдела, к которому относится теперь Поляна, чаяния местных жителей без внимания не оставляет. По мере возможности решаются наболевшие вопросы. Недавно по областной программе поддержки местных инициатив здесь установили детскую спортивно-игровую площадку. Детвора и родители довольны. К юбилею Победы отремонтирован памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной полянцам, благоустроена территория вокруг. К сожалению, время уносит ветеранов, очевидцев далеких грозных событий. Сегодня в селе проживают лишь двое участников той войны – Михаил Иванович Тарасов и Борис Иванович Тараканов. Им уже за 90, и для них теперь важны наши забота, уважение к их нелегкой судьбе и сохранение правдивой истории для потомков.

Как и в любые времена, люди в Поляне, как и везде, продолжают жить своими радостями и печалями, продолжают работать, растить детей, внуков – жизнь не меняет своего цикла. Каждый находит то занятие, которое ему ближе. Большинство из полянских жителей – пенсионеры, но есть и предприниматели, служащие, самозанятые. От работы на собственном огороде никто не отказывается: без выращивания овощей, фруктов, цветов селяне не привыкли. Меньше, чем в прежние времена, но народ держит здесь скотину: разводят птицу, телят, свиней, занимаются пчеловодством. Всё идет своим чередом…

Дом коренных жителей Поляны Зои Павловны и Александра Николаевича Мироновых весь украшен коваными элементами и изделиями. Ворота, скамейка, качели, даже почтовый ящик и кормушка для птиц – с замысловато переплетенными металлическими завитками. Всё это – авторская работа хозяина

Елена Страхова

Фото – Ольга Буканова