На полпути из Перевоза в Вельдеманово автотрассу пересекает деревенька, от названия которой даже в знойный летний день веет приятной прохладой, – Зименки. Десятки домов – ухоженных и заброшенных – укрылись в густой зелени деревьев. Но только с одной стороны. С другой – сразу за огородами раскинулось широкое поле, и деревня открыта всем ветрам.
Остаёмся зимовать
Зименки – это выселки Вельдеманова. Основаны в 1929 или 1930 году. Так рассказывают местные жители. Об этом они узнали от своих родственников. Почти все, у кого тут есть домик, имеют здешнее происхождение. Переселение предков объясняют тем, что жить в селе было негде. А вокруг – пустующие земли, которые нужно было осваивать. С этой целью несколько семей сюда и перебрались. Всего было 9 домов (со временем их количество множилось, отстроили школу, ферму, конный двор). Переезжали осенью, то есть зимовать собирались на новом месте. Может быть, поэтому населённый пункт и носит такое название.
Строго говоря, теперь называть Зименки деревней не совсем правильно. Скорее, это дачный посёлок. Зимой обитаемыми остаются ещё меньше домов, чем было в самом начале. И название у улицы (она одна) самое что ни на есть подходящее. Не Советская, не Центральная и не Молодежная, а Дачная.
Дома расположились на одном порядке, напротив – сады. Ближе к окраине деревни вишни и яблони перемешиваются с берёзами и елями – сады срослись с лесом. А деревушка как будто спряталась за этим зелёным поясом, издали лишь кое-где над макушками виднеются крыши.
Дорога в Вельдеманово разделеляет Зименки на две неравные части. Меньшую из них в народе называют Грызаловкой. Главная гордость – пруд, взятый в кольцо высокими вётлами. Разумеется, водоём притягивает любителей рыбалки.
На трех родниках
Ни воды, ни газа здесь нет. Но это нисколько не отпугивает тех, кто привык проводить лето поближе к природе. Первую проблему дачники попробовали решить – набурили скважин. Но эту воду используют в основном для полива и других бытовых нужд. Питьевая – в колодце за деревней в лесу. Всего колодцев три. Два уже совсем разрушились, и вода в них непригодна для питья, ещё один – Лусьянов ручей – надо капитально ремонтировать.
Дорога от родника к деревне поднимается в гору. Чтобы с вёдрами преодолеть этот подъём, нужно одно из двух: либо сильные руки, либо сноровка в обращении с коромыслом. Этот незаменимый в домашнем хозяйстве атрибут у многих тоже остался от бабушек и дедушек.
Попавшаяся нам навстречу женщина с коромыслом справлялась с лёгкостью. Говорит, старая привычка. Разговор невольно зашёл на водную тему:
— Вода из скважины мутноватая. Мы ее на анализ в Нижний Новгород возили. Сказали: пить можно, но надо отстаивать. Поэтому приносим родниковой.
Наталья Викторовна Сипягина (в девичестве Баичкина) почти из коренных.
— Здесь, в Зименках, родились мои родители. Потом они уехали в Горький, работали на автозаводе, а я вот с таких лет помню, — женщина кивает на маленькую внучку, — как приезжала сюда к бабушке Анне Васильевне Баичкиной.
Дача и сейчас для ее семьи остается местом жительства на целых полгода. Вдали от городской тесноты и суеты всем как-то свободнее. Детвору никто не ограничивает в прогулках – можно хоть весь день играть с друзьями и кататься на качелях и велосипеде. А взрослые поглощены огородными заботами, которые не в тягость, а в радость.
А нам здесь нравится!
В Зименки Рудольфа и Елену Пестриковых привели пчелы, вернее, увлечение ими. Сначала дачный домик в поселке приобрели, поставили первые ульи и в уходе за ними да за садом-огородом провели здесь все лето до поздней осени. Так понравилось житье-бытье супругам на лоне природы, что немного погодя они насовсем сюда из городской квартиры перебрались, о чем нисколько не жалеют.
– Да вы что, мы здесь как в Швейцарии живем, красота кругом, раздолье, лес рядом, — говорит Рудольф Алексеевич.
– А тишина какая, а аромат от луговых цветов! – вторит ему Елена Павловна.
Спустя 7 лет постоянного проживания хозяйство семьи заметно подросло: к пчелам добавились куры, кролики, а в просторном вольере возле дома разместился сторожевой пес породы алабай по кличке Бай. Ему всего 2 года, но размеров он далеко не щенячьих. Местная дачная детвора приходит сюда, как в зоопарк, посмотреть на всеобщего любимца.
Летом дел, понятно, хватает, Пестриковы еще и ремонтом занимаются – второй этаж надстраивают. Ждут дочку с внучком в гости, чтоб рос крепким и здоровым на свежем деревенском воздухе. Для них и стараются – все, что на огороде и в саду выросло, тут же перерабатывается в банки, складывается на хранение, живность тоже в ход идет. Не забывают супруги и о себе: им не чужды романтические прогулки – благо, местная природа располагает к этому, любят вместе ходить за грибами, ягодами, на рыбалку. А захотят городских развлечений или магазинных яств – машина под боком. Так что оторванными от цивилизации они себя нисколько не чувствуют. Общения тоже хватает: официально здесь зарегистрировано 10 человек, а летом в поселке населения ощутимо прибавляется. Оживают домики, в огородах копошатся дачники, ребятня на великах гоняет. И жизнь хороша, и жить хорошо!
Соловьи в лесной тиши
Хоть поселок этот и считается дачным, но, оправдывая свое название, он хранит здесь жизнь и в студеную пору. Пять семей живут тут круглогодично.
Зимовщики со стажем – супруги Дорофеевы. Лет 15 назад Алексей Григорьевич облюбовал тут место под дачу, дом выстроил. И теперь этот тихий, обжитый за годы уголок менять на перевозскую квартиру даже на пару месяцев не согласен. «Он же заядлый рыбак, грибник, охотник, поэтому в Зименках для него – настоящий рай: лес – кругом, куда ни пойди. Ну а я, как жена декабриста, всегда должна быть рядом», – улыбается Людмила Тихоновна.
Зимой дровами топят голландку, тепла хватает. Все местные жители, конечно, мечтают о природном газе, но для приготовления пищи пользуются привезенным в баллонах. Занять себя зимой особо нечем, но Дорофеевы не засиживаются. В свои почти 80 они с удовольствием ходят на лыжах, «борются» со снегом возле дома, да и хорошая книжка может стать интересной компанией. Хотя, признаются, что живого общения в поселке все-таки не хватает. Но дети и внуки не дают почувствовать родителям оторванность от большого мира: приезжают постоянно. Да и по хозяйству дел хватает, тем более что Алексей Григорьевич – человек мастеровой, все своими руками привык делать. А уж женские дела у хорошей хозяйки никогда не заканчиваются.
Не приходилось бывать здесь зимой, но летние Зименки действительно хороши. «Когда соловьиные трели растворяются вечерами в густом аромате жасмина – это просто сказка, – признается в своей любви к деревенской природе Людмила Тихоновна. – Мы же оба сельские жители, родом из Шатковского района, поэтому в этой тишине вспоминается все хорошее – детство и молодость». Дополнили местную красоту Дорофеевы вырытым когда-то собственноручно прудом. Он прячется под горой за сплетенными вишнями через дорогу от их дома. Здесь и порыбачить хозяину близко, и искупаться в жаркий день удобно. А в вишневом саду натыкаемся еще на одно увлечение Алексея Григорьевича: несколько ульев осталось от когда-то солидной пасеки. Это чисто для удовольствия и души, потому как большие масштабы работы, к сожалению, возрасту не поддаются. К тому же совсем недавно старейшему поселенцу доверили на местном сходе ответственность за все происходящие на Дачной улице дела. И пока пенсионер только привыкает к статусу старосты: связь с Перевозом держит, но переезжать из этого тихого лесного островка даже не помышляет.
Елена Михеева, Ольга Буканова, Елена Страхова