В Корсаково из Перевоза путь неблизкий – почти 30 км. Отчасти поэтому редакционный десант там гостит достаточно редко. Другая причина в том, что люди встречают здесь чужаков с недоверием и опаской. Оказывается, на то есть свои причины: не раз заглядывали в это отдаленное селение мошенники, предлагающие то вступить в какой-нибудь неведомый пенсионный фонд, то желающие за деньги проверить газовое оборудование. Попавшись однажды на их обманную удочку, местные жители теперь со всеми незваными гостями стараются не любезничать. Но нам повезло! Кое-что об этом древнем селе узнать удалось.
Вчера и сегодня
Старожилы говорят, что название села пошло от имени первопоселенца, мордвина Корсака. Было это в стародавние времена, и память в такие глубины истории, увы, заглянуть не в состоянии, но события прошлого столетия они, разумеется, помнят.
Корсаково с довоенных времен образовывало свой колхоз. Одно время он носил название «Красная артель», потом – имени Фёдора Зиновьева; когда-то его включали в состав сунеевского хозяйства, в другие годы относили к Ичалкам. Теперь село – в ведении Ичалковского территориального отдела. Постоянно прописанных граждан здесь всего 57. Летом по понятным причинам население увеличивается в разы. Большинству проживающих – уже под 80. «Аборигены» шутят, что если исполнилось 65 – это еще молодость! Самая пожилая корсаковка Любовь Ивановна Гусева, вдова участника Великой Отечественной, в этом сентябре отметит 93-летие. Правда, родину ей пришлось оставить в силу возраста и перебраться к детям в город. Единственный на все село школьник Владик Куракин на учебу ездит в Ичалки.
Достопримечательностью села могла бы быть церковь Казанской иконы Божией Матери. Датирована она 1871 годом. При советской власти, как и везде, религиозное предназначение храма подменялось колхозным: он служил зернохранилищем. Именно в таком качестве и остался в памяти здешних жителей. А теперь это всего лишь отживший своё и рухнувший памятник архитектуры, а попросту говоря – гора потемневших, но всё же уцелевших за полтора века досок. Несмотря на такое состояние бывшего храма, его не минует ни один крестный ход, следующий в Дивеево. Паломники всегда останавливаются и молятся здесь.
Из самых недавних местных общественных новостроев можно назвать колодец, сооруженный по инициативе селян в 2015 году. С водой у корсаковцев вообще отношения особые: здесь она жесткая, содержит много извести. Для бытовых нужд испокон ее брали в озерах, которые теперь изрядно засорились и заболотились. А колодец как раз выручил любителей мягкой водички.
Еще из вновь появившегося здесь за последние годы – ограждение местного кладбища, установленное в результате участия села в программе поддержки местных инициатив.
В деревню, в глушь
— А мы думали, вы дом у нас в селе приехали покупать, — встретили нас соседки Нина Николаевна Иванищева и Нина Александровна Воронина.
Обе женщины – местные уроженки. Как и большинство, покинули родные края, как только получили документы об окончании Ичалковской средней школы, уехали за дальнейшим образованием. С годами обосновались одна в областном центре, другая в Дзержинске. Но насовсем Корсаково не оставляют.
— Здесь каждая вещичка знакома и все тропинки исхожены. Знаете, как сюда тянет… Родина… — просто объясняют они.
Первое, что бросается в глаза, на участке у Нины Александровны – шикарный цветник: пёстрые астры, пышные хризантемы, королева, конечно, роза, а король – хвостатый амарант с бордовыми «серёжками» до земли. Повсюду признаки хозяйственной деятельности: банки, кастрюли, вёдра – заготовительный сезон в разгаре. На крыше сушатся грибы – принесли из ближайшего леса. А у её тёзки грибочки прямо у дома под берёзой растут. На сковороду хватит, и ходить никуда не надо!
Нина Николаевна говорит, что себя дачницей в полном смысле этого слова назвать не может. В пустующий родительский дом она наведывается каждое лето, но буквально на месяц-полтора.
— Покосить, подкрасить, родственников и родные места проведать. Урожай в саду собрала: яблок в этом году мало, зато ягода всякая была. Теперь пора обратно собираться, а уезжать не хочется, — сожалеет хозяйка.
По следам прошлого
От своей собеседницы узнаём о местной географии и народной топонимике. Причём не в разговорной форме, а в стихотворной. По словам Нины Иванищевой, её творческие порывы иногда выливаются в рифмованные строки:
— Село моё Корсаково всего в четыре улицы: Совет, Порядок, Соловьёвка и Завраг. На горке и в низинке два озера глядят…
Порядок – это официально улица Центральная, Завраг – Завражная. Соловьёвкой называли коротенькую улочку, которая соединяла две уже названные, а Совет располагался на въезде в село.
Главная улица в былые времена полностью оправдывала своё название. На Центральной находилась начальная школа (сейчас на том месте высокая липа). По вечерам народ толпой валил из сельского клуба.
— Летом там пыль столбом стояла, зимой все стены были в инее, а мы всё равно приходили. Весело было! – поясняют соседки.
Неподалёку – ещё один объект соцкультбыта, магазин. Тоже в некотором роде памятник – свидетельство некогда бойкой торговли…
Была амбулатория
Под медпункт здесь когда-то приспособили жилой дом. Два года назад на него повесили замок. Сегодня к медучреждению подобраться трудно – зарос под самую крышу крапивой да бурьяном. Сквозь пыльные окна можно разглядеть шкафчики со стеклянными дверцами, пузырьки из-под лекарств, на столе оставлена медицинская маска. Как будто фельдшер вышел ненадолго.
— Восемь месяцев не доработала до 80 лет, — говорит Мария Владимировна Блинова, отдавшая работе в этой амбулатории 53 года своей жизни. А её общий трудовой стаж в медицине – все 60 лет! Таким преданным своему делу людям медали надо давать!
— Теперь уж не до работы, сил нет, без «помощницы» не обхожусь, — кивает ветеран на палочку, на которую опирается при ходьбе. И тем не менее она ещё справляется с домашними и огородными заботами (тут на подмогу приходит соцработник), собирает и перерабатывает урожай и даже переквалифицировалась в «шахтёра» – недавно уголь привезли. Зима-то не за горами.
Валенки да валенки
Интересным фактом для нас стало то, что среди корсаковцев во времена стародавние и не очень было распространено забытое ныне ремесло – производство валяной обуви. Знаменитые русские валенки изготавливались практически в каждом доме, продавать теплую обувку ходили в соседнюю Якшень на базар.
Одному из ныне здравствующих мастеров-умельцев Борису Павловичу Хваткову сейчас 88 лет. В таком почтенном возрасте застали мы его за уборкой урожая картошки. Говорит, что в этом году она отменная. Ремеслу изготовления валенок он научился еще в молодости, тогда в селе было две специальных стирни (мастерские). Говорит, что процесс валяния очень трудоемкий и долгий. Выполнялось всё вручную: шерсть мыли, вычёсывали, долго сглаживали пальцами. Потом заготовку валенка вываривали в кипящей воде.
— Сейчас все носим обувь из кожзама: и не дорого, и выкинуть не жалко, так что передавать мастерство незачем, да и некому, – с грустью вздыхает пенсионер.
Валяного производства в селе нет уже лет 40, а валенки, сделанные предками, все еще служат хорошую службу корсаковцам в холода. Зимой, когда огородные дела остаются позади, заботы здешних пенсионеров сводятся в основном к расчистке тропочек до дороги, уходу за нехитрым хозяйством (у большинства это только куры) да обмену новостями у приехавших в село из соседних районов автолавок. Еще можно прокатиться до Перевоза, к примеру, по делам медицинским или закупочным, – автобус 3 раза в день ходит. И хотя возраст большинства далеко не молодой, корсаковцы стараются годам не поддаваться, оставаясь людьми легкими на подъем и энергичными.
Елена Страхова, Елена Михеева
Фото – Сергей Чубарев