В Российской Федерации разработана концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (НОР). Независимая оценка пожарного риска, или пожарный аудит, проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.
С принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Тех. регламент) и Постановления Правительства РФ от 07.04.09 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться на договорной основе аудиторской организацией. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности путем проведения НОР собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
В соответствии с Тех. регламентом каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия):
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом,
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если собственник объекта, по каким-либо соображениям, не желает или не может выполнить предложенное мероприятие (например: монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения, увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д.), он может с помощью расчетов пожарного риска доказать, что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого. Таким образом, приводится в действие механизм, при котором собственник непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.
Следует отметить, что оценка пожарного риска – это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Тех. Регламентом. Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, объекты, получившие положительное заключение НОР, не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение срока действия НОР. При этом планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября объект может быть запланирован к проведению проверки.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 (оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте надзора орган ГПН не вправе). В случае несоответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
Проводить НОР имеют право экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.
Информацию по вопросам, связанным с проведением независимой оценкой пожарного риска, а также список организаций аккредитованных в области проведения аудита пожарной безопасности, можно получить в отделении надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Перевозский.
Роман Кудряшов