22 июня 1941 года жизнь огромной страны разделилась на две части – до и после. Война повлияла на судьбы миллионов людей, независимо, был ли это старик или ребенок.

Когда началась война, Людмиле Семёновне Чафрановой было всего десять лет. К тому времени она только два класса начальной школы окончила в своей родной Малиновке. «Маленькая была, а помню тот день, когда весть, что на нашу страну напали фашисты, дошла до нашей деревни, — рассказывает пожилая женщина. – Её нарочный на лошади принёс, но никто, не говоря уже про детей, еще не знал и не понимал, какие испытания нас ждут…».

У своей мамы Люся была единственным ребенком (отец их оставил еще, когда ей было 2,5 года), жили они в семье, где было десять человек. Дедушка работал в местном колхозе помощником бригадира, участвовал в Первой мировой войне, пришел домой раненый. Его на фронт не взяли, но ушел защищать Родину муж тети – Фёдор Нужин, который прошел всю войну и остался живым. Повезло и родному дяде Людмилы – Дмитрию. Ему повестка в армию пришла, когда проклятая уже закончилась. Такого счастья, увы, испытали не все – проводили из деревни почти всех мужчин, а вернулись домой единицы.

До Горьковской области немцы не дошли, но горя и лишений ее жители хлебнули не меньше. В войну каждый день проходил в горе и труде. Работы было много. Наравне со взрослыми трудились дети в поле, на сенокосе, работали на току. Чтобы как-то прокормиться, собирали прошлогоднюю гнилую картошку в поле.

– Если повезет, находили хорошую картошку, – рассказывает Людмила Семёновна, – ее чистили, терли, отжимали крахмал. Из жмыха пекли лепешки, из крахмала варили кисель, из очистков тоже что-то готовили. Как сейчас говорят, безотходное производство, а для нас это было самой лучшей едой. Как только на лугах появлялась трава, ходили собирать дикий лук, ягоды, грибы. Старую одежду перешивали по несколько раз, новую взять было негде, ходили в школу в лаптях.

После окончания четырех классов Людмила учиться дальше не пошла – помогала матери в колхозе. Делала всё, что скажут. Послевоенное время тоже легким не назовёшь: нужно было восстанавливать страну из разрухи.

В 1953 году она вышла замуж за кемарского парня – Николая Чафранова. Тот хорошо разбирался в радиоаппаратуре и его пригласили в Перевоз, на радиоузел, где всю жизнь он и проработал. Людмила Семёновна ушла на пенсию с льнопрядильной ткацкой фабрики, имеет звание «Ветеран труда». 63 года прожили они вместе, пять лет, как Николая Сергеевича не стало.

Сейчас, в свои 90, старейшина рода окружена заботой и вниманием близких. Не забывают о ней дети, их у нее трое, трое внуков и трое правнуков. Навещают постоянно, ведь она так пока и не желает расставаться со своим домом. Не поддается возрасту, еще всё делает сама, даже курочек держит. Ясному уму и оптимизму ветерана можно только позавидовать. Пережив столько невзгод, она остается человеком добрым, с открытой душой. Дай Бог, пожить этому поколению подольше – с ним от нас уходит что-то светлое, хорошее, большое…

Ольга Буканова