Своего отца Саша увидела впервые, когда ей было три с половиной года, – в 1945-м. Тогда он вернулся с войны.Девочка ничего о нем не знала. Только то, что назвала ее мама в честь ушедшего на фронт мужа. С той поры для Александры Александровны отец стал главным героем и лучшим примером в жизни.

Александра Ивановича Шорина давно нет в живых. Но память о нем – фотографии, боевые награды, письма, личные воспоминания – хранят его потомки. Уже 8 лет живет на Перевозской земле, в Шершове, его дочь А.А.Кузнецова – потянуло на родину отца. Сам же Александр Иванович родился в Ягодном больше столетия назад, в 1907 году. Он уже семилетним мальчишкой стал помогать матери в поле. А чтобы немного заработать, нанялся в люди. Сложно современному человеку такое представить, но тогда ребенка могли отправить косить и пахать у зажиточных односельчан, чтоб на шее у своей семьи не сидел. В наемниках сумел паренек заработать лошадь и на ней уехал в Нижний Новгород на строительство автозавода и балахнинского бумкомбината. Там обосновался и обзавелся семьей, оттуда в 41-м был призван на фронт.

Александр Иванович Шорин

Война для него началась на Калининском направлении (ныне это Тверь), где он в составе батальона попал в окружение. В тяжелых боях был ранен, а после госпиталя направлен в запасную стрелковую бригаду в Киров. Здесь готовили пополнение для действующей армии. А самый неизгладимый след в сердце солдата оставили жестокие сражения за освобождение от немецких захватчиков Украины и Крыма. Об этом он в красках рассказывал близким после войны. Теперь мы узнаем это со слов его дочери.

– Бои там были страшные: уцелевшие солдаты в изодранных в клочья, окровавленных гимнастерках буквально бегали по трупам – столько людей полегло в тех схватках. Когда форсировали Днепр, вода в нем тоже была красного цвета от человеческой крови, – со слезами на глазах пересказывает воспоминания родителя Александра Александровна. – Моему отцу довелось увидеть весь ужас войны и горы погибших советских ребят. Хоть и старались не пускать на передовую 19-20-летних мальчишек, но те рвались в бой и, конечно, гибли под пулями. Об этом надо говорить и помнить. Мы обязаны им тем, что сегодня у нас есть.

Александр Иванович принимал участие в освобождении Венгрии, Чехословакии, немного не дошел до Берлина. За мужество, проявленное в боях, гвардии рядовой Шорин награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу». Вернулся домой он с пулей в спине, но никогда не жаловался на то, что бывало трудно. Великой силы был человек. Всю жизнь он проработал на башкировской мельнице в Нижнем Новгороде. Похоронен на Бугровском кладбище.

– Я очень часто вспоминаю отца, – говорит А.А. Кузнецова. – Сколько же ему пришлось всего пережить! Я думаю, мы должны на коленях стоять на могилах солдат той войны и благодарить каждого бесконечно.

Елена Страхова