Восемьдесят лет прошло с начала войны, но её история до сих пор не закончена. Отразившись на судьбах миллионов людей, она  все еще хранит в себе множество тайн, загадок, недосказанностей. Одна из таких историй стала проводником в те далекие времена и получила продолжение в наши дни. Два родных человека под конец своей жизни узнали, что они есть друг у друга и даже сумели пообщаться. К этой судьбоносной встрече причастны и мы, сотрудники газеты «Новый путь». Вместе с волонтерами из Норвегии нам удалось сделать невероятное.

Александр Горбунов (слева) с товарищами в 1945 г. после освобождения из лагеря в Норвегии

Звонок из Норвегии

А все началось с телефонного звонка: нам позвонила девушка, представившаяся как волонтер Арина Опсал из Норвегии. Она просила помочь в поисках каких-либо сведений о нашем земляке, уроженце с. Ягодное Александре Николаевиче Горбунове, в годы войны находившемся в застенках лагеря Гультвик на севере Норвегии. Волонтёров интересовала не только дальнейшая судьба русского солдата, которого по срокам давности, вероятнее всего, не было в живых, больше – есть ли у него дети, внуки в бывшем Советском Союзе. Дело в том, что в Норвегии у Александра Горбунова остался сын, который много лет тщетно пытается найти отца. Зовут его Иван Абелсен. Родился он 16 марта 1946 года. В свои 75 лет мужчина болен, прикован к постели и уже почти потерял надежду что-либо разузнать о своих русских корнях. Пожилого норвежца поддерживает сын Иван Андре (получается, внук нашего земляка), который тоже очень хочет найти родственников в России. Он знает о своем происхождении и не забывает о нем. Наверное, поэтому и своих сыновей он назвал в честь русских прадеда и прапрадеда – Александром и Николаем.

Сердце без границ

Арине Опсал — 36 лет, она многодетная мама. Вот уже несколько лет Арина занимается поисками родственных связей так называемых «russebarna» — детей советских военнопленных и солдат, которые сами, уже состарившись, продолжают надеяться на чудо. На счету волонтера – не одна такая распутанная история. Арина русскоговорящая (раньше жила в России), и ей легче преодолеть разговорный барьер, нежели норвежцам, обращающимся в российские инстанции. Большую помощь в поисках сегодня дает и Всемирная сеть, в которой она чувствует себя как рыба в воде.

Рождённый войной

Наш редакционный коллектив своим долгом посчитал поучаствовать в этой акции по сохранению памяти о военном лихолетье. Первым делом, в номере газеты от 5 марта 2021 года мы разместили заметку с просьбой к жителям округа помочь в поисках родственников солдата-земляка. Не преминули воспользоваться и данными сайта Министерства обороны РФ, где нам удалось узнать, что Александр Николаевич Горбунов 1916 года рождения был призван на фронт Перевозским РВК 29 июня 1941 года. Воевал он в 245-й дивизии автотранспортного батальона в должности рядового мотоциклиста. Но боевой путь его был недолог: буквально через два месяца он попадает в плен под Старой Руссой. Как оказалось потом, – в Норвегию, куда немцы отправляли советских военнопленных на каторжные работы. Нашли мы в архивных документах и тот факт, что А.Н. Горбунов был освобожден из плена в начале лета 1945 года советскими войсками. Освобожденные пленники еще два месяца оставались там перед отправкой на родину. Тогда-то, вероятно, и случился мимолетный роман между русским солдатом и норвежской девушкой. Они были молодые, им хотелось жить, любить… Но остаться, по понятным причинам, Александр в этой северной стране не мог: он уехал, так и не узнав, что через год у него в Норвегии родился сын…

Три поколения рода Горбуновых: Александр Горбунов, сын Иван Абелсен, внук Иван Андре Абелсен

Воркутинский след

Но и на родину, в Ягодное, солдат не вернулся. Как бывшего военнопленного, его отправили на спецпоселение в Воркуту. После реабилитации он так и остался там жить. Об этом периоде жизни Александра Горбунова нам рассказала жительница с. Поляна Зоя Павловна Миронова, которая откликнулась на нашу публикацию сразу после выхода газеты в свет.

Александра Николаевича пожилая женщина, ровесница округа, хорошо помнит: по его приглашению она вместе с мужем в 60-х годах отправилась в Воркуту на заработки. Там он помог своим землякам не только с устройством на работу, но и с жильем. Сам А.Н. Горбунов трудился в то время на деревообрабатывающем комбинате «Воркутауголь» мастером. Знала лично Зоя Павловна и жену его – Клавдию Филипповну, видела и маленького на тот момент общего их сына Владимира. Но потом семья Мироновых вернулась в Поляну, и больше с Горбуновыми они не встречались. Позже от кого-то она узнала, что Александр Николаевич умер от сердечного приступа, там, на севере, и был похоронен. По уточненным данным, это случилось 6 февраля 1970 года.

Эти новые открывшиеся сведения очень вдохновили норвежского внука Ивана. Конечно, горько ему было узнать, что деда уже давно нет в живых, но есть ниточка – сын Владимир. Где он, как его разыскать? На этот волнующий вопрос, к сожалению, пока мы не знаем ответа. Но точку на этом ставить не собираемся. Арина Опсал связалась с воркутинскими журналистами, они тоже обещали помочь в расследовании. Может, что-то и прояснится…

Есть ещё и дочь!

Мы, было, уже отчаялись, но тут история солдата Горбунова открылась с совершенно новой стороны. После публикации заметки в нашей газете мы ждали, в первую очередь, откликов из Ягодного, откуда родом наш солдат. Так и случилось. Здесь живут Горбуновы – потомки одного из братьев Александра Николаевича Анатолия: дочь Валентина, ее дети и внуки. Они рассказали, что воркутинская семья у Александра Николаевича – вторая. А до войны он был женат на девушке Ольге и росла у них дочка Аля. Не дождавшись возвращения мужа, Ольга вышла замуж второй раз, и семья переехала в Подмосковье. Вот это новость! Значит, у норвежского сына Ивана есть еще и сестра! Как разыскать ее, не зная ни фамилии, ни точного адреса? Но мы не теряли надежды. Расспрашивали, уточняли, выходили на новых людей…

Очень важную информацию нам поведала жительница нашего округа — Светлана Викторовна Галкина из Ичалок: «Моя мама, Елена Михайловна Шегунова, была двоюродной сестрой той Али, которую вы ищете, и они общались. Два года назад Аля, которой уже самой было за 80, приезжала в Ягодное вместе с сыном в гости. Но мама полгода как умерла, и что с этой женщиной, я теперь уже не знаю…». Но Светлана нам очень помогла тем, что вспомнила более точный адрес в Подмосковье, назвала фамилию Али и имена ее детей, и уже по этим данным через соцсети все вместе мы разыскали сначала сына Игоря, а потом и дочь Любовь.

Встреча через 75 лет

В тот же день дочь Александра Николаевича Горбунова узнала о существовании в Норвегии родного брата по отцу Иване. Это известие очень тронуло ее (здоровье в силу возраста оставляет желать лучшего), но желание увидеться, пообщаться, хотя бы по видеосвязи, с родной кровиночкой было великим.

18 марта, когда в Москве было почти 11 ночи, а в Норвегии – на два часа раньше, сеанс видеосвязи состоялся. Арина сумела создать коллективный видеочат, где были все: норвежские Иван-сын, Иван-внук, москвичи и она сама, которая стала связующим звеном между родными людьми, живущими по воле судьбы в разных странах.

Арина Опсал: «Это было непередаваемо – такие чувства, такие эмоции! Они плакали, не могли наговориться, не могли насмотреться друг на друга. Как они все похожи, особенно представители мужской линии! Даже сомнений нет в том, что это родственники! Мы сделали большое дело, соединили родных по крови людей при их жизни. Успели! Спасибо огромное вашей газете, вашим жителям, не оставшимися равнодушными к этой истории».

Спасибо всем

В свою очередь и мы благодарим всех откликнувшихся на нашу публикацию. По-другому и быть не могло: это наша история, и мы должны ее хранить, а если надо, и восстанавливать. Мы очень рады за людей, которые обрели друг друга спустя столько времени. Но поиски продолжаются! Не найден еще сын Александра Николаевича Горбунова Владимир. Любая информация будет нам полезна. Становитесь волонтерами – это очень интересно, ищите своих родственников, пропавших людей. Как оказалось, толща времени этому благородному делу не помеха.

Ольга Буканова