Когда-то они были чужими людьми и друг о друге ничего не знали, а сегодня живут под одной крышей, стали большой семьёй. Все разные, с разными фамилиями, со своими характерами и привычками. Несмотря на старые обиды, потери и непростые судьбы, им удалось сохранить в маленьких сердечках доверие и теплоту. Здесь они свои среди своих.

У Светланы и Дмитрия Цыганковых двое родных сыновей и 11 приёмных детей. В сердцах супругов для всех нашлось место, и любви тоже хватает на всех. Сегодня с мамой и папой остаются четыре дочки и три сына. Другие выросли и живут самостоятельной жизнью. Некоторые уже создали свои семьи и подарили родителям двух внуков.

Всё началось 10 лет назад. Когда братья-погодки Лёша и Валера выросли и поступали учиться, перспектива остаться одним в пустующем доме пугала родителей.

— Знаю, что многие так живут, но мы не пробовали. Нам хотелось о ком-то заботиться, — говорит Светлана. С тех пор их семья начала расти. Сначала в неё влился Ваня, за ним – Кристина и её подруга Катя, потом сразу трое – Антон, Ваня и Юля, родные братья и сестра. Позже – Наташа, ещё одна Кристина, Вика, Давид, Даша. Детей в семью мы брали разного возраста. Сложнее всего, конечно, было с подростками. Особенно с теми, от кого однажды (или не однажды) уже отказались, — собеседница вытирает слёзы и возвращается к разговору:

— У них остаётся страх, что их опять бросят. Такие дети стараются показать себя хуже, чем есть на самом деле, чтобы, если от них и на этот раз откажутся, они смогли бы себе это хоть чем-то объяснить.

У младших ребят всё по-другому. Они считают этот дом своим единственным, другого не помнят. При этом тема усыновления в семье не запретная. Её обсуждают свободно и открыто, возникающие у детей вопросы не остаются без ответов. Они знают, что где-то есть их биологические мамы и папы (из 11 приёмных детей только двое – круглые сироты). У всех ребят – свои истории, в чём-то похожие, в чём-то разные. Воспоминаний много. Только все они в основном грустного содержания. За плечами каждого – разлука, боль, предательство.

— Сначала я жила с бабушкой, позже в детдоме. Меня взяли в приёмную семью, а потом вернули обратно в детский дом, — спокойно, без эмоций рассказывает Кристина. Все слёзы давно выплаканы. К 17 годам девочка научилась быть сильной. Её ровеснице Вике картинки из прошлого даются не так легко. Она начинает плакать, прижимается к маминому плечу. Та её успокаивает.

— Мы просим детей об одном – не осуждать своих родителей. Говорим: «Вы не знаете, как повели бы себя на их месте, в безвыходной ситуации», — Светлана Викторовна прививает дочерям и сыновьям мудрость и терпимость.

Каждый раз, принимая нового человека в семью, Цыганковы понимали, что будет непросто, придётся пройти через одни и те же испытания.

— Приходить в дом ребёнка – это ад. Невыносимо, когда за тобой следят и просят о помощи множество детских глаз, — признаются муж и жена. – Жалость в этом случае – не совсем правильное чувство. Нужны забота и искренность.

И всё-таки каждый раз Светлану Викторовну и Дмитрия Валерьевича ничего не пугало. У детей проблемы со здоровьем? Вылечим. Отстают в учёбе? Подтянем. Плохо разговаривают? Позанимаемся с логопедом. Ребёнок замкнутый? Сядем за учебники по детской психологии.

Трудно поверить, что ещё недавно отсутствие элементарных бытовых навыков ставило некоторых из ребят в тупик, они не умели обращаться с утюгом и пылесосом. Сегодня они во всём помогают по дому. При желании могут приготовить воскресный обед и ужин.

У них есть всё, что нужно для счастливой жизни. Как и все дети, они любят гулять, кататься на велосипедах (в гараже их целый автопарк), играть в игры на приставке и в интернете, причём практически без ограничений. Как-то Валерий, родной сын Цыганковых, приезжал в гости и поделился наблюдением: «Нас вы воспитывали строже».

Так или иначе выбранный метод воспитания себя оправдывает, а оценки в дневниках говорят о том, что родители не напрасно отстояли право детей учиться в обычной средней, а не коррекционной школе.

Всё лето мальчишки и девчонки, а также их родители проводят на даче в Крыму. Налегают на фрукты из собственного сада, делают запасы на зиму, заряжаются здоровьем рядом с морем. По крайней мере раз в год всей большой семье удаётся собраться вместе. Происходит это в конце августа, на день рождения папы. По какой-то негласной договорённости взрослые дети, живущие в разных городах, стараются отложить дела, чтобы приехать туда, где их ждут, к людям, ближе которых нет никого на свете.

Елена Михеева