Все мы почему-то привыкли думать, что пчелы зимой уходят в глубокую спячку. А вот и нет! Оказывается, эти трудяги и в холодную пору «не смыкают глаз». Внутри улья они создают клуб (клубок), внутри которого происходит постоянное движение. За счет него разогревается мёд для пропитания пчел и поддерживается плюсовая температура. Эти и много других интереснейших вещей о пчелиной жизни мы узнали от потомственного пчеловода В. В. Мурыгина.

По словам Вячеслава Валентиновича, по-настоящему влюбленного в своих жужжащих насекомых, зимой с ними хлопот гораздо меньше, но совсем без присмотра оставить такую «нежную животину» нельзя. Раньше его пчелиные жилища с обитателями в холода перемещались в специальное помещение – зимник. По новым технологиям ульи остаются на одном месте круглый год, лишь прикрываются сверху подушкой с древесной стружкой (она служит тепло- и влагоизолятором).

Одной из важных процедур в зимний период является прослушивание ульев: чуть слышный шорох говорит о том, что пчёлки теряют силы, и требуется их подкормить; а, не дай бог, в домике – тишина, то тогда семья может оказаться погибшей. Кроме этого, в поисках тепла к пчёлам в гости может заглянуть мышь, пользы от коей никакой, зато рамки погрызть это существо вполне способно. Кстати, изготовление новых рамок и ульев – пожалуй, и есть основное зимнее занятие пчеловода. Вручную мастерить их, может, и нетрудно, но Вячеслав Валентинович – большой ценитель разных технических новинок, поэтому приобрел немало приспособлений, облегчающих человеческий труд. После обработки на специальных станках рамки получаются ровненькие, без сучка и задоринки. Да и вообще на его пасеке столько различных механизмов и агрегатов, что только диву даешься: до чего дошел прогресс! Даже в сфере пчеловодства!

Сам же Вячеслав посвятил этому делу фактически всю жизнь. Переняв еще в детстве самые первые навыки общения с пчелами у бабушки с дедом, он и не предполагал, что они пригодятся ему в профессии. Со специальностью агронома он в 1988 году был назначен руководством колхоза «Новая жизнь» помощником пчеловода. Но пчеловод ушла в декрет, а помощник остался. Как оказалось, всерьез и надолго. Окончил специальные курсы, погрузился в профессиональную литературу, вживую наблюдал и изучал жизнь высокоорганизованных существ. Как выяснилось, всё это действительно бесконечно интересно, а само пчеловодство приносит удовольствие. Возможно этот человек, отмеченный благодарностью за трудовые успехи областным министерством сельского хозяйства и лично губернатором, и по сей день продолжал бы работать на благо родного колхоза, но предприятие в 2010 году прекратило свое существование… Бросать любимое занятие не хотелось. Несколько ульев остались от тестя, другие докупил. Сегодня для души и пользы у Вячеслава около 50 семей. Это миролюбивая карпатка. Экспериментатор по натуре, пчеловод закупает элитное маточное поголовье и сам занимается выводом маток. А всё для того, чтобы получить качественный итоговый продукт – мёд (и сопутствующие – пергу, прополис, подмор и т.д.).

Мёд всегда отправляется на анализ в лабораторию, и в паспорте пасеки указываются все необходимые отметки. Мы обратили особое внимание на диастазное число – основной показатель натуральности и зрелости мёда. У мёда с пасеки В.В.Мурыгина оно равняется 13,9. В специальной литературе подсмотрели, что если диастазное число больше 12, то данный вид мёда можно хранить больше двух лет! А уж лакомиться этой полезной сладостью можно независимо от времени года – мёд хорош и летом, и в зимнюю стужу.

Елена Страхова